Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

МЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

18 Марта 2018

17 марта состоялась премьера спектакля «Бесприданница» по пьесе Александра Островского. Постановка была принята в репертуар театра по итогам режиссерской лаборатории под руководством Олега Лоевского.

Режиссер Владимир Золотарь хорошо известен в театральной России: выпускник СПбГАТИ (курс Геннадия Тростянецкого), основатель Санкт-Петербургского театра Михаила Чехова и один из соучредителей Союза Правых театров России, в прошлом – руководитель театров Омска, Нижнего Новгорода, Перми, Барнаула, обладатель множества престижных театральных наград, в том числе – номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» в 2009 и 2016 годах.

«Бесприданница» стала первым спектаклем, который появился в репертуаре театра по итогам режиссерской лаборатории под руководством Олега Лоевского. Театр сохранил предложенное режиссером решение эскиза: зрительские места располагаются на сцене, действие идет на авансцене и в пространстве зрительного зала. Воплотить сценографический замысел режиссеру помогла художник из Санкт-Петербурга Наталья Кузнецова, которая ранее работала над костюмами и световым оформлением спектакля «Сирано де Бержерак».

Действие «Бесприданницы» перенесено в настоящее время, на сцене – множество примет времени: сотовые телефоны, плазменные телевизоры, антидепрессанты, покрышки, сквозная музыкальная тема спектакля – песня Земфиры «Красота». Текст Островского легко отзывается на проблемы сегодняшней жизни, и в переложении «Бесприданницы» на современный язык не возникает натяжки. Вечным темам любви и измены, страсти и долга, богатства и бедности сопутствует ультрасовременная проблематика: объективация женщины, «стеклянный потолок», общество массового потребления.

Лариса Огудалова (ее роль исполнила Анна Дулебова) восклицает: «Я – вещь!», осознавая, что стала предметом роскоши и постыдного торга; ту же идею иллюстрируют героини, названные в программке «show-girls»: их собирают в поездку за Волгу, как один из предметов для пикника, как вина и яства, дорогую посуду. Самый близкий человек – мама (заслуженная артистка России Ирина Янко) – проявляет участие в судьбе дочери извращенным способом. Предлагая каждому из гостей оплатить подарок ей на именины, она словно многократно продает саму Ларису, проверяя, кто даст наибольшую сумму и будет достойным купцом для ее «товара» без приданого. Сопротивляться миру Ларисе помогает музыка, в моменты, когда мир перестает быть пригодным для существования, героиня надевает наушники, и суету, крики «цыганского табора» в доме перекрывает звучащая в них песня Земфиры.

Кнуров (заслуженный артист РФ Виктор Чукин) и Вожеватов (Юрий Гогонин) являются воплощением персон «высшего сорта»: на идеально сидящих костюмах – неброские нашивки, свидетельство принадлежности к некоему элитарному клубу. Терпящий унижения от «порядочных людей» Карандышев (Максим Варламов) также отмечен особым знаком: на его спине незамеченной болтается бирка из дешевого магазина. Юлий Капитоныч начал новую жизнь с приобретения костюма – чтобы соответствовать уровню невесты. Этот досадный ценник словно устанавливает цену не пиджаку, а его владельцу. Сам русский язык беспощаден в своем приговоре Карандышеву: сохраняя сочетания «человеческое достоинство» и «достоинство монеты», он свидетельствует об измеримости обеих величин, и мерой человеку становятся деньги. В нелепых попытках войти в круг людей, богатство которых недоступно его воображению, в жажде реванша, в оскорбленном самолюбии герой теряет свою робкую, ждущую поддержки любовь к Ларисе.

Часть обаяния Паратова (Максим Копылов) составляет его внимание к простым людям. С подчеркнутой любезностью прислуживающие богатым господам владельцы кофейни на бульваре (Илья Поляков и Александр Курзин) при звуках пушки бросаются на пристань, как верные псы, – встречать Паратова. Собачью преданность показывает и герой Алексея Вольного – Робинзон: сходство усиливает длинный галстук-поводок. После унижений от купцов, которым хозяин одолжил Робинзона на несколько дней, и угроз от Карандышева актер все-таки возвращается к Паратову за утешением и защитой. Но образ всесильного покровителя оказывается фикцией: защищать Робинзона от пистолета Паратов не собирается, напротив – угрожает и отсылает с ним невесту к разъяренному жениху. Последний, кто мог спасти Ларису от выстрела, – Робинзон – решает в дело не вмешиваться: человеком-вещью, которая выполняет положенные ей функции, быть проще и безопаснее.

В день премьеры театралы приветствовали на сцене дебютантов: блестящую пластику в роли Диджея показал Михаил Умнов, одной из очаровательных show-girls выступила студентка московского театрального ВУЗа Маргарита Красношлык, а на экране зрители узнали ведущую новостей местного телеканала Ксану Грищенко, сообщавшую об инциденте в доме Огудаловых.

 

_p2deTSSgcY.jpg

7V7hHgeaTUs.jpg

L-yWxJcrry0.jpg

JX8_15EW7so.jpg

IFAo0cBAZeM.jpg

ILDnRYAS7HA.jpg

BQlmY78IGFc.jpg

ReqGvmc4ezA.jpg

VtCnZ7z2-lU.jpg

ccNHxixGZ5M.jpg

D8Ha1LakmRw.jpg

SdKjDWoXTW8.jpg

sUUj0vvpffk.jpg

YjskZL1xvHw.jpg

Больше фотографий - по ссылке.