Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ЛЕНИН И ДЕТИ

09 Ноября 2020

8 ноября Ульяновский драматический театр имени И.А.Гончарова представил новый спектакль «Ленин и дети», посвященный 150-летию со дня рождения В.И.Ленина. Накануне премьеры сдачу постановки посетил губернатор Ульяновской области Сергей Морозов

Глава региона поздравил театр не только с премьерой, но и еще с двумя значимыми для коллектива датами: 29 октября юбилей отпраздновала директор театра, председатель Ульяновского регионального отделения СТД РФ – заслуженный работник культуры РФ, почетный гражданин города Ульяновска Наталья Никонорова, а 7 ноября день рождения отметила заслуженная артистка России Елена Шубенкина, исполнившая роль в спектакле «Ленин и дети».

Постановка к 150-летию со дня рождения В.И.Ленина вписала уникальную строчку в летопись «театральной ленинианы» на ульяновской сцене, предложив зрителю вглядеться не в образ вождя революции, а в лица тех, кто следовал за ним на протяжении столетия.

В 1924 году свет увидела книга «Дети дошкольники о Ленине» под редакцией Р.Орловой. В ней записана прямая речь воспитанников детских садов и детдомов, узнавших о смерти вождя. Спектакль «Ленин и дети» был создан на основе высказываний этих детей – и воспоминаний актеров-участников постановки, рожденных в конце 50-х – начале 60-х годов.

Режиссер Александр Плотников в интервью говорит о колоссальном разрыве между поколениями ХХ века: «Для меня, родившегося в 1995-м, советская эпоха отделена от современной не на историческое время – не на тридцать, не на пятьдесят лет – а словно на тысячу. Связи между поколениями рушатся очень быстро». Соединив две точки: 1924 год и 1960-е – создатели спектакля если не восстановили связь, то определили направление движения – и пригласили в это увлекательное путешествие зрителей.

Проводником для них стал Александр Лебедев (все актеры, занятые в спектакле, «играют» самих себя). Он задал вопрос: «Как на сцене сыграть ребенка, чтобы не получилось фальшиво?» - и предложил решение проблемы – вера в предлагаемые обстоятельства. Вот так, с сугубо профессиональной на первый взгляд темы, началось погружение в пространство почти утраченной истории страны.

Пятеро мастеров сцены: заслуженные артисты России Владимир Кустарников, Михаил Петров, Виктор Чукин, Елена Шубенкина и Ирина Янко – должны перевоплотиться в детей 1920-х. Где взять веру в предлагаемые обстоятельства? Конечно, в собственных детстве и юности.

Игры и беседы дошколят, горевавших о Ленине больше, чем о собственных родителях, сплелись с личными историями актеров. Школьник Вова Кустарников рассказывает, как мечтал о редкой пластмассовой пионерской звездочке и как на посвящении в пионеры отдал салют не той рукой. Лена Шубенкина увлекается балетом и плачет на фильме «Джульетта и Ромео». Миша Петров был со всеми, когда били мальчика, который Ленина нарисовал. Не положено. Витенька Чукин опаздывает и с упоением лепит из пластилина кривобокий разноцветный танк. Ира Янко читает наизусть «Бородино» у классной доски и впервые чувствует призвание быть актрисой…

Начав с простых тем, участники спектакля продвигаются к более сложным и личным рассказам: о родных и близких, о невосполнимых утратах. Перед зрительным залом разворачивается широкая историческая панорама: от Отечественной войны 1812 года до Чернобыльской катастрофы – и оживить ее картины помогает то, что на первый взгляд кажется нехитрой игрой, а на деле оказывается актерским мастерством высокой пробы. В финале воспоминания актеров сливаются с воспоминаниями дошкольников – как их логичное продолжение, непрерывная прямая речь нескольких поколений ХХ века.

Спектакль идет на основной сцене театра. Зрителям предлагают занять места прямо на подмостках: они оказываются то ли в классе советской школы, то ли в старшей группе детского сада. Стоят деревянные парты, в окно с белой крашеной рамой пробивается солнечный свет, в углу – непременный портрет Ленина. Художник Евгения Ржезникова превращает этот знакомый старшему поколению интерьер в античные руины, обрамляя стены белоснежными колоннами, в равной степени отсылающими и к Древней Греции, и к монументальному классицизму советских 1930-х. Каждый элемент убранства сцены – скрипучая железная игрушечная колясочка, алюминиевая кастрюля с надписью «КОМПОТ» и граненые стаканы, хлипкая пластмассовая конница и плюшевый мишка – становится обломком эпохи, драгоценным памятником «Золотого века».

Над сценой висит экран, на который в реальном времени транслируются крупные планы – лица артистов, отдельные сцены, акценты декорации – и кадры архивной съемки. Видеоряд, безусловно, обладает и самостоятельной художественной ценностью: чего только стоит фигурка маленькой девочки, которая пытается удержать древко неприподъемного красного знамени, – ровно как его несли бесчисленные знаменосцы, дети-герои войны, и как с наследием двадцатого века пытается совладать современное поколение. Но помимо этого экран поддерживает важную вертикаль – у «классной комнаты» нет потолка. Взгляд зрителей то и дело обращается вверх, и вот перед ними появляются кадры хроники из Колонного зала, где был установлен гроб и люди прощались с Лениным, а над усопшим склонялись библейские пальмовые ветви. Звучит вокализ или детский хор (с актерами занимались педагоги по вокалу Олег Яшин и Вера Корчева) – и внимание устремляется куда-то высоко, под колосники, а сцену заполняет ощущение храмовой тожественности момента.

Дает ли спектакль пресловутую оценку личности Ленина? Безусловно, нет. Он рассказывает об истории страны устами детей двух поколений: тех, чьи родители говорили о смерти реального Ленина, и тех, на чью юность пришлась смерть мифа о нем. Для кого создан спектакль? В том числе для поколения младшего актерского состава. Вместе с мастерами на сцену выходят актерские дети: Борис Андронов, Илья Бухалов, Мария Верягина, Михаил Рокитенец и Полина Сухарева – носят парадную школьную форму, поют «Интернационал». Именно им предстоит принять у взрослых бремя исторической памяти – и нести в будущее без чьей-либо помощи, а порой и без каких-либо объяснений. Помочь увидеть в прошедшем не только гримасы жестокости, но и живые лица людей им поможет лишь вера. Вера в предлагаемые обстоятельства.

Фоторепортаж Павла Шалагина