Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ПСИХОТЕРАПИЯ СПАСЕТ МИР (НО НЕ СПАСЕТ ПСИХОТЕРАПЕВТА)

26 Января 2022

В минувшие выходные артисты Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова сыграли премьеру очень интеллигентной комедии Вуди Аллена «Централ Парк Вест». Над спектаклем работали режиссер Владимир Золотарь, художник Владимир Медведь, музыкальное оформление и видео – Максим Лужанский.

На первый взгляд, «Централ Парк Вест» - образцовая комедия положений: муж уходит от жены, жена бросается выяснять, кто разлучница, ей помогает подруга, подозреваемая раскрывает карты, но, как оказывается, зря, события и открытия сыплются на героев, как из рога изобилия, и каждое из них драматург припечатывает хлесткой шуткой.

Но эта забавная история из жизни обитателей богатого района Нью-Йорка и в оригинальной пьесе Вуди Аллена, и в постановке Владимира Золотаря на сцене Ульяновского драматического театра оказывается перевертышем, предлагая больше, чем от нее можно было бы ожидать.

Героиня Дарьи Долматовой – психоаналитик Филлис – воплощение идеала современной женщины: умная, успешная, независимая. Крах семейной жизни оказывается для нее полной неожиданностью.

Вуди Аллен привычно посмеивается над модой на психотерапию и уверенностью людей в ее всемогуществе. Очевидно, психологическая поддержка необходима каждому из героев. Заклятая подруга Кэрол (Анна Дулебова) в свои 40 лет все еще живет в плену подросткового вопроса «Кем я стану, когда вырасту?» Ее мужу-писателю (Алексей Вольный), по воле авторского сарказма, помочь с перепадами настроения может только основательный удар током (учитывая, что Говард – альтер-эго Аллена, эта деталь звучит, как минимум, самоиронично). Неверный муж психоаналитика Сэм (Николай Авдеев) бунтует против тотального доминирования супруги многочисленными абсурдными изменами. «Темная лошадка» Джульет (Мария Прыскина) и вовсе борется с целым букетом проблем: булимия, панические атаки, социофобия – и тем комичнее та роковая роль, которую она сыграет в истории. Помощь специалиста явно пригодилась бы и самой Филлис – внешне такой сильной и безупречной. Но, несмотря на обширную практику героини и работу в клинике, расследование проблем в ее личной жизни не превращается в групповую терапевтическую сессию, а идет по накатанному пути бытового скандала – такого бурного выяснения отношений дом психоаналитика не видел ни на одном из сеансов за много лет.

Дом Филлис Риггс, к слову, заслуживает отдельного описания. Работа сценографа заслуженного деятеля искусств Украины Владимира Медведя, на первый взгляд, выглядит подчеркнуто лаконичной – глазу не за что зацепиться, кроме живописно разоренного бара, в котором ищет спасения психоаналитик. Но любопытные детали постепенно приковывают к себе внимание.

Главная из них – прописанная в тексте «скульптура плодородия» с пикантным изъяном. Она выглядит, как знаменитые доисторические «Венеры палеолита» – только другого пола. Здесь и иллюстрация жалоб Сэма, который в браке с сильной женщиной сам чувствует себя женой, и намек на то, что проблемы Филлис – древние, как само человечество, и люди до сих пор ведут себя в таких ситуациях, как и их полуразумные предки. «Фрейдистские» скульптуры стоят в лучах подсветки и на заднем плане: в этих обезьяноподобных существах, сидящих на постаментах, зритель с фантазией без труда разглядит… растоптанные ботинки Бродяги Чарли Чаплина – кумира и вдохновителя Вуди Аллена. Впрочем, как и в психоанализе, у каждого может быть свое толкование этих символических фигурок.

Книжная полка в доме Филлис, на которой наверняка покоятся бесценные тома классиков психологии, расположена слишком высоко для человеческого роста, почти «под потолком»: прекрасная теория и неприглядная практика человеческих отношений слишком далеки друг от друга. Под полкой располагается проекционный экран. Отдавая дань Вуди Аллену, который состоялся, прежде всего, в кинематографе, создатели открывают спектакль небольшим интро с самыми яркими отрывками из его творчества, во время действия на экран выводятся стилизованные «титры» с описанием персонажей, авторские ремарки и цитаты из пьесы. Сопровождает видеоряд музыка в исполнении Аллена и его оркестра – мало кто знает, что, кроме режиссуры, драматургии, театра и кино, важную часть жизни голливудской звезды занимает джаз. Видео- и музыкальное оформление спектакля создал актер и музыкант Максим Лужанский.

Режиссер Владимир Золотарь рассказывает, что актеры эмоционально и физически затрачиваются в премьерном спектакле не меньше, чем в масштабных сценических полотнах вроде «Макбета»: текст пьесы «Централ Парк Вест» наполнен множеством ироничных отсылок и авторских комментариев, предполагает высокий темп действия, мгновенную смену реакций и состояний героев. При этом первые зрители говорят о легкости и юморе новой постановки, узнаваемом стиле Вуди Аллена и о том, с какой естественностью артисты вжились в образы своих героев. Вслед за драматургом, режиссер предлагает простое лекарство от хандры и непринужденный способ поговорить о сложных житейских проблемах – это ирония и умение говорить об отношениях современных мужчин и женщин без звериной серьезности.

Ближайшие показы очень интеллигентной комедии «Централ Парк Вест» в Ульяновском драматическом театре имени И.А.Гончарова состоятся 27 января, 4, 13 и 23 февраля. Уточняйте расписание в кассе по телефону 41-79-61 и на сайте театра http://uldramteatr.ru/repertuar/mainstage/