Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Да здравствует Пробка!

"Симбирский Курьер"
4 июня 2013 года

Да здравствует Пробка!

Не помню, когда в последний раз – со времен «Истории города Глупова» – в Ульяновском драмтеатре ставили политическую сатиру, да еще такую актуальную, можно сказать, с пылу с жару.

И вот – «Да здравствует Бушон!» по французской пьесе Жеральда Сиблейраса и Жана Делля в постановке москвича Алексея Гирбы.

Пожалуй, у этого спектакля есть целевая аудитория: большее удовольствие от него получат люди, которые следят за новостями, интересуются политикой, в том числе международной, а конкретнее европейской. Дипломатом, впрочем, быть совершенно необязательно, потому что ситуация гипотетическая, диалоги искрометны, актеры играют азартно. Особое приглашение – противникам «загнивающей Европы» и прочим антиглобалистам: для них этот спектакль ляжет бальзамом на душу. Хотя умный зритель выведет немало уроков и для сегодняшней России.

История разворачивается в провинциальном городишке Бушон (в переводе с французского – «пробка»), который настолько мал, что его нет на карте, и попасть в него можно только случайно. Благодаря Жаку (Владимир Кустарников), предприимчивому мэру Бушона, большому патриоту города и столь же великому мошеннику, город научился паразитировать на субсидиях Евросоюза.

Мэр самолично бьет витрину един-ственного в городе магазина, чтобы получить финансовую поддержку на борьбу с преступностью, записывает своего 35-летнего брата Николя (Сергей Чиненов) в пятый класс и получает деньги на содержание школы, где всего четыре ученика, разводит банан в горшке, выдавая его за150 гектаровбанановой плантации, и выбивает из Брюсселя субсидии на сельское хозяйство. Свою секретаршу Одетту (Анна Дулебова, Екатерина Поздышева) он учитывает как единицу поголовья крупного рогатого скота – опять же ради гранта на разведение домашних животных.

Жак – это современный гибрид гоголевского Городничего и Остапа Бендера в одном лице. Когда в Бушон приезжает инспектор из Евросоюза (Денис Бухалов), мэру приходится держать ответ. Выясняется, что субсидии он не украл: он платил жителям Бушона за то, чтобы они не уезжали из города! Чтобы не возвращать потраченные деньги, Бушон объявляет независимость («Мы начнем с нуля – мы никому не должны!»). Но свобода – тяжкое бремя: в городе начи-нается голод, и тогда мэр объявляет войну всей Европе, чтобы сдаться в плен («Мы потребуем зависимости!»). Смех смехом, но в таком вот сатирическом ключе в пьесе обсуждаются экономические проблемы объединенной Европы, а по здравом размышлении, и федеративной многонациональной России, которая не избежала внутренних сепаратистских тенденций и сегодня заливает бюджетными деньгами очаги возможных конфликтов.

При большом желании в спектакле обнаруживаются и более близкие нам параллели. Для привлечения туристов креативный мэр выдает один за другим фантастические проекты, чтобы взять под них финансирование, например, предлагает построить порт, хотя от Бушона до моря -350 км.

Когда по ходу действия звучит фраза «портовая зона», в зале раздается понимающий смешок. Спектакль, при серьезной подоплеке, абсолютно несерьезный: авторы откровенно дурачатся над евробюрократией, актеры с удовольствием дурачатся вместе с ними, порой впадая в чистую эксцентрику, но сохраняя при этом серьезные мины, отчего спектакль становится легким и «наднациональным».

Среди актерских работ выделяется, конечно, Владимир Кустарников в роли мэра: комедия со смыслом, с «двойным дном», – это его стихия, поэтому назначение на эту роль можно считать безошибочным и даже безальтернативным. Обратите внимание на Анну Дулебову, которая в роли секретарши обнаруживает недюжинный комический талант: ее Одетта получилась образцом преданности и наивности, она трепетная и искренняя, актриса ведет такую тонкую клоунаду, что театральные гурманы будут обязаны оценить получившийся эффект.

Сергей Гогин