Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Рогоносец по собственному желанию

«Ульяновск сегодня»
2 ноября 2012 года.

Патологию ревности исследуют создатели премьерного спектакля «Великодушный рогоносец» в Ульяновском областном драматическом театре им. И.А. Гончарова.
Бельгийский писатель и драматург Фернан Кроммелинк написал эту пьесу в начале XX века. С самого начала она вызывала споры и дискуссии. В России ее впервые поставил Всеволод Мейерхольд. В 1998 году состоялась премьера в московском «Сатириконе». Роль главного героя Бруно в спектакле Петра Фоменко исполнял Константин Райкин, называвший свое в ней пребывание «пограничным» для собственного душевного состояния.
В Ульяновске за трагический фарс Кроммелинка взялся заслуженный артист России Евгений Редюк, который обычно как режиссер отдает предпочтение комедийному жанру.
Ревность в спектакле убивает любовь, и это происходит мучительно медленно, с конвульсиями чувств с садомазохистским оттенком. Действие разворачивается у огромного мельничного колеса, на фоне эротических плясок и фривольных отношений крестьян с крестьянками.
Дух измен кроется под бесстыдно задранными женскими юбками, он словно бы витает в воздухе. Так что неслучайно с Бруно (заслуженный артист России Михаил Петров), этим деревенским философом, поэтом эротических фантазий, вдруг случается настоящее помешательство. Счастливый во взаимной любви супруг, он ни с того ни с сего начинает ревновать свою жену Стеллу (артистка Юлия Ильина). Дело доходит до абсурда: Бруно заставляет жену переспать по очереди почти со всеми мужчинами деревни – затем только, чтобы узнать, кто же на самом деле ее настоящий любовник.
В артистической судьбе Михаила Петрова это, несомненно, одна из лучших его ролей. Словно бы летающий на крыльях любви в начале спектакля, он на глазах превращается в сумасшедшего старика, который мучается сам и изощренно мучает любимую женщину. Каждый раз Бруно «режиссирует измену», и каждый раз неудовлетворенный результатом кричит: «Не верю!!!». Его страдания зрительный зал ощущает почти физически.
Стелла на протяжении спектакля тоже меняется. Очаровательная, изящная и легкая, героиня Юлии Ильиной целомудренна. Она порхает, как бабочка, по лестнице своего счастливого поначалу дома. Ради любимого супруга она готова на все, даже обнажить всенародно, по требованию Бруно, свои красивые ноги и грудь.
Стелла проходит через все страшные унижения в надежде исцелить мужа по прописанному им же самим «рецепту». В какой-то момент даже кажется, что этот калейдоскоп мужчин Стелле нравится…
Любовь выходит из нее по каплям, она сочится, как кровь, высушивая душу. Опустошенная, избитая ревнивыми женами, Стелла не сопротивляется участи быть унесенной в охапку погонщиком волов (артист Денис Бухалов) – единственным, кто сохранил здравый смысл в этой сошедшей с ума деревне.
Словно тень ходит за Бруно и стоически терпит все его безумные причуды Эстрюго (артист Виталии Злобин), его неразговорчивый и верный друг. Актер решает свою роль в трагикомическом ключе, подкрепляя ее великолепной пластикой движений. Его персонаж молча переживает и за Бруно, и за Стеллу. Именно он берет на себя ответственность прекратить страдания добровольного рогоносца и – душит его. Наверное, от такого рода патологической ревности исцелить может не любовь, как тщетно надеялась Стелла, а смерть…

"Ульяновск сегодня"

2 ноября 2012 г.