Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Профессиональное дуракаваляние

«Ульяновская правда»
25 октября 2011г.

Профессиональное дуракаваляние

Сегодня, 25 октября, когда этот номер «Ульяновской правды» ляжет на прилавки газетных киосков и упадет в почтовые ящики подписчиков, в израильском Иерусалиме завершатся большие четырехдневные гастроли Ульяновского драматического театра им. И. А. Гончарова.

На земле обетованной ульяновские лицедеи представят новую комедию «Ужин с дураком», премьера которой состоялась совсем недавно, в середине октября, и которую увидела «УП».

Эта постановка как минимум дважды новаторская. Во-первых, симбирская драма впервые создает спектакль специально для показа на выезде. Сначала было приглашение в Израиль. Потом начали думать, что показывать, и остановились на «Ужине с дураком». А ульяновцам повезло увидеть комедию до того, как она была представлена израильской русскоговорящей эмигрантской публике. Во-вторых, премьера – первый своего рода ремейк на симбирской сцене. В связи с этим интересна и своеобычна история самой пьесы и судьба этого спектакля.

Если имя автора комедии «Ужин с дураком» – Франсис Вебер – вряд ли что-то скажет неискушенной публике, то поставленные по его сценариям культовые французские кинокомедии с Пьером Ришаром в главных ролях видели и знают многие: «Высокий блондин в желтом ботинке», «Игрушка», «Папаши» и другие. Своим лучшим другом в России Вебер считает юмориста и руководителя Московского театра эстрады Геннадия Хазанова, по просьбе которого французский драматург специально для русской публики и написал «Ужин с дураком». Да так удачно, что уже после премьеры в российской столице не избежал соблазна поставить эту пьесу в кино, дебютировав в качестве кинорежиссера. Приблизительно в одно время с кинопремьерой «Ужина с дураком» в Димитровградском театре-студии «Подиум» появился одноименный спектакль, счастливая сценическая судьба которого прервалась весной этого года, когда в автомобильной катастрофе погибли исполнители главных ролей, два Сергея – Борисов и Шляконов. Было принято решение: режиссер спектакля и глава «Подиума» Владимир Казанджан будет ставить сценический вариант «Ужина с дураком» в Ульяновском драматическом. Дальше вы знаете...

«Ужин с дураком» сыграл с ульяновскими лицедеями своеобразную «злую» шутку. Много работавший для кино Франсис Вебер стал до того кинематографичен, что его драматургические сюжеты смешны сами по себе. Природа смешного прописана в самом тексте и даже в ремарках. Так что у режиссера и актеров два выхода: либо довериться гению юмора Веберу и плыть по течению, либо одной силой воли, включив всю актерскую природу, попытаться сделать спектакль смешнее пьесы. Актеры, занятые в ульяновском спектакле, хоть иногда и подвергаются искусу довериться драматургическому первоисточнику, все же показывают потенциал. Даже приходится держать паузу, чтобы публика отхохоталась. Особенно преуспевают в этом исполнители главных ролей - Сергей Кондратенко (Пьер) и Виталий Злобин (Франсуа). А Екатерина Поздышева (Марлен) или Денис Бухалов (Шеваль) превращают свои сиюминутные появления на сцене в отдельные блестящие остроумные номера.

В общем же для желающих приятно отдохнуть и повеселиться эта история преуспевающего издателя Пьера Брошана и чиновника не от мира сего Франсуа Пиньона – самое комильфо. Забавное развлечение богатых и успешных, жертвой которого становятся разнообразные «придурки», оборачивается чередой трагикомических ситуаций. И хотя для русской публики Франсуа Вебер вроде как умышленно отказался от свойственного ему морализаторства, усилиями режиссера и актеров в ульяновском спектакле не все так просто (хотя один – «дурак», а другой, разбитый радикулитом, полспектакля валяется на диване и даже на полу). И не бездумно смешно. За что создателям отдельное гран мерси. 

Артур Артемов

«Ульяновская правда», 25.10.2011