Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Будем меняться?

"Народная газета"
8 сентября 2011г.

Будем меняться?

Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова открыл 226-й сезон

Уж и не припомню, когда сезон в Ульяновском драматическом театре открывался так рано – 1 сентября. Обычно зрители ждали первой премьеры ближе к концу октября. А тут еще получился тройной праздник: собственно само открытие, премьера и День знаний, благодаря которому первыми зрителями стали старшеклассники ульяновских школ.

«МИЛО, УЮТНО, ИНТЕРЕСНО»
В конце прошлого сезона в нашем театре появился новый художественный руководитель и главный режиссер Линас Мариюс Зайкаускас. «Закончился период неопределенности, – сказал губернатор Сергей Морозов на церемонии открытия. – Нынешний сезон станет сезоном больших перемен». Зайкаускас выразил надежду на то, что публике в театре будет «мило, уютно и главное – интересно». Судя по всему, новый худрук сразу решил нас ошеломить. Сентябрь станет месяцем премьер. Четыре новых спектакля – «Горе от ума» Грибоедова, «Наташина мечта» Пулинович, «Чувства» по произведениям Чехова, «Мама уходит» по рассказу польского классика Ружевича в постановке польского режиссера Пиотра Секлуцки. Говорят, подобным началом сезона не может похвастать ни один провинциальный театр. Сам худрук готовит спектакль «Лавина» по пьесе турецкого драматурга Джюдженоглу «Лавина», и, продолжая шекспировскую традицию нашего театра, хочет поставить пьесу «Два веронца».

Но и это еще не все! Планы Зайкаускаса столь грандиозны и необычны для нашего театра, что истинным театралам от счастья можно терять дар речи! Ждем нашествия именитых гостей. Известный режиссер из Прибалтики Саулюс Варнас поставит спектакле по пьесе Ионеско «Жажда и голод», главную роль в котором сыграет звезда английского театра и кино Питер Тейт (видели, наверное, «Властелина колец»?). Актер уже пригласил ульяновских актеров и будущий спектакль на гастроли в Англию. Сам Роман Виктюк будут ставить «Коварство и любовь» Шиллера. Согласен приехать в ульяновский театр знаменитый польский кино- и театральный режиссер Кшиштоф Занусси... Уф, даже голова кружится!

ДЫМОК ОТЕЧЕСТВА
Признаюсь, первой премьеры ждала с нетерпением. Потому что являюсь поклонницей творчества режиссера Аркадия Каца, который уже ставил на ульяновской сцене Островского, Чехова, Думбадзе. Потому что обожаю грибоедовское «Горе от ума» – «хрестоматийную, бессмертную», растерзанную на цитаты пьесу. Два столетия прошло, а она все молодеет. Или это мы не хотим или не умеем меняться и мудреть?

Аркадий Кац считает, что ответить на больные вопросы дня сегодняшнего не может никто, кроме классики. А нам остается лишь удивляться гениальности Грибоедова, запечатлевшего вечные приметы нашего с вами существования. Глядя на сцену, вы обязательно поймаете себя на мысли, что частенько говорите на языке Грибоедова. «Подписано, так с плеч долой. И дым Отечества нам сладок и приятен. Дойдет до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных. Читай не так, как пономарь, А с чувством, с толком, с расстановкой. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Свежо предание, а верится с трудом. Ну как не порадеть родному человечку! Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Шумим, братец, шумим!»

С удовольствием, со вкусом, точно и емко актеры доносят до зрителей всю глубину этих, - к сожалению, ставших для нас вечными - истин. Разоблачают не «фамусовское общество» - разоблачают себя, нас, человеческие глупости. Когда смотришь на Евгения Редюка – Фамусова, Сергея Кондратенко – Скалозуба, Дениса Бухалова – Репетилова, Кристину Каминскую – Лизаньку, Виталия Злобина – Загорецкого, перестаешь замечать стихотворный текст. Нет пафоса, картинного актерского «чтения с выражением». И даже знакомые со школьного детства «обличительные» монологи Чацкого – прежде всего боль души, горе от ума… 

А в социальный пласт спектакля романтично и пронзительно вплетается история любви. Чацкий, истосковавшийся по дому, возвращается к своей первой любви -чувствителен, весел, остер! Но та, к которой он «спешил! летел! дрожал! вот счастье, думал, близко…» - встречает его раздражением, холодом и презрением. Оксана Романова – Софья играет, пожалуй, одно чувство – нелюбовь. Но играет так, что становится жалко до сердечной боли несчастного, одинокого Чацкого.

Если нет актера на роль Чацкого, не стоит браться за «Горе от ума». Сергей Чиненов в премьерном спектакле сыграл умного, интеллигентного Чацкого, пережившего разлад ума и сердца. Актер ведет своего героя от слепой любви и беззаботной страсти до осознания человеческого предательства и обреченности на одиночество. От надежды - до опустошенности и понимания: ни в какой карете не убежишь от себя, и не найдешь уголок для оскорбленного чувства… И сладкий дым Отечества превращается в горький дымок.

Татьяна Альфонская
«Народная газета», 8.09.2011