Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Юрий Соломин: «На сцене нужно оставлять кусочек своего сердца!»

«Вестник»
24 сентября 2010 г.

Юрий Соломин: «На сцене нужно оставлять кусочек своего сердца!»

- Я не легендарный! Легендарный был Чапаев, но он умер! - такова была первая публичная фраза Юрия Соломина, сказанная им на мастер-классе, который он провел для студентов факультета культуры и искусства УлГУ. В ходе него и на последующей встрече с журналистами Юрию Мефодьевичу пришлось ответить на массу самых разнообразных вопросов. Авторских комментариев речь мастера не требует.

О КГБ

- Да, действительно, у меня есть и такое звание - лауреат Государственной премии КГБ. Мне ее дали за роль полковника Славина в фильме «ТАСС уполномочен заявить...». Хочу сказать, что ничего плохого я в этих трех буквах не вижу - данные структуры есть в любом государстве. Вот если бы я был лауреатом премии ЦРУ... А с этим фильмом случилась интересная история. Мне предложили роль году так в 1982-м, но я отказался, поскольку был в то время занят съемкой своего фильма «Скандальное происшествие в Брикмилле». Эту картину я сделал, прошло еще около года, и вдруг мне звонят от съемочной группы «ТАССа»... Я про них и думать забыл, говорю: «как, вы еще живы?» Они: «хотим, мол, Вас пригласить». Я отвечаю, что переозвучивать не буду. А они: «да на съемки Вас зовем...» Как? Столько времени прошло! Оказывается, картина была закрыта. Ее отсняли, показали Андропову, и он сказал: «такую лажу показывать нельзя! Я вам разрешаю показывать ВСЕ! Не бойтесь цензуры, только покажите работу ведомства как следует». От первого актерского состава остался только Тихонов и Петренко. Так вот и довелось там сняться. Кстати, во время съемок пришлось общаться с некоторыми специалистами этой сферы - они у нас консультантами были, тогда столько ляпов, как в современных фильмах проходит, не допускали. Если помните, там за весь фильм звучит всего один выстрел. Я как-то поинтересовался у одного из них - почему, мол. А он ответил: «погони, стрельба и прочие казаки-разбойники - это не по нашей части. Мы своего рода шахматисты, а они стрелять не любят». Так и живем - кто кого переиграет.

Об учителях и театральных долгожителях

- Мне посчастливилось попасть на последний курс к великой (действительно великой) русской актрисе Вере Пашенной. Она говорила так: «Актер должен оставлять на сцене кусочек своего сердца». И с тех пор, вот уже много лет, это и мой девиз. Некоторые, услышав это, говорят: «так и помереть вскоре можно». Ничего подобного! Если у актера все это идет от сердца, от души, сцена, наоборот, добавляет ему здоровья, да и самой жизни. У нас такие долгожители в театре есть! Например, Татьяна Александровна Еремеева. Ей 96 лет - представьте на минуточку! Она у нас играет в двух спектаклях - в «Волках и овцах» и в «Горе от ума» - ту самую графиню-бабушку. Причем обе роли с палочкой, но в движении, даже со своеобразным танцем. И два года назад она падает и ломает шейку бедра. Не стоит объяснять, что значит такая травма в таком возрасте. Ну, думаю, все, придется вводить нового актера. На следующий сезон она вышла на сцену, причем даже сохранила тот самый свой танец! Или другой наш долгожитель - Николай Анненков. Он уже стал легендой, поскольку мало того, что дожил до ста лет, так еще в свой столетний юбилей играл на сцене! Но это факт общеизвестный. Я же вам рассказжу другой случай. Когда ему исполнилось 96, он прорвался в мой кабинет, когда я беседовал с посетителем, и с интонациями Остужева осведомился: «Ну, дорогой, ты подумал о моих перспективах?»

О предназначении

- Откуда я знаю, почему я стал артистом? Наверное, еще в детстве мне кто-то в темечко капнул. Меня наша классная руководительница, химичка, вызывала к доске такими словами: «Артист, иди к доске!» Через много лет я встретился с ней и спросил: «а почему Вы меня так называли?» Она сказала: «я видела, что ты ничего по моему предмету не знаешь и всегда знала, что ты станешь артистом». А моим первым гонораром стал кусочек сахара. Это было в войну, когда мы выступали в госпитале. Абсолютно не помню, что я там показывал, зато запомнил на всю жизнь, как засунул его в рукавичку, и потом мы всем классом по очереди облизывали этот полурастаявший кусочек.

О корнях

- Нет, я не занимаюсь сбором своего генеалогического древа, как это сейчас модно. Помню своего деда - его забрали в 37-м, и бабушка всю свою жизнь избегала разговоров на эту тему. Но я запомнил картину - как будто кадр из какого-то старинного кино: в дверях стоит дед, машет мне рукой и говорит: «Берегите Юрочку!» Почему-то было ощущение, что это случилось в канун какого-то праздника. И только в 1986 году мне прислали из Читы вырезку из газеты «Забайкальский рабочий» - о моем деде. И я узнал, что взяли его 30 декабря, допрашивали, а уже 2 января он умер.

Об Островском и языке

- Какая пьеса Островского лично у меня любимая? Да все! Островский - драматург номер один, его еще никто не переплюнул! Написать 47 пьес, ни одна из которых не устарела и до сих пор ставится с неизменным успехом и в эпоху СССР, и сейчас - комментарии, как говорится, излишни. На мой взгляд, секрет Островского во многом в его речи - настоящей русской речи. Кстати, месяца три назад мне тут объявляют: посол Бангладеш просит у Вас аудиенции. Я, конечно, его принял - отличный парень, хорошо говорит по-русски, жена у него в институте имени Патриса Лумумбы училась. Мы с ними практически подружились. Эти ребята побывали чуть ли не на всех наших спектаклях. Так им в институте, оказывается, рекомендовали ходить в Малый театр, чтобы там слушать, как звучит настоящий русский язык. Приятно. А в сущности действительно - что такое настоящий русский язык - это Островский, Чехов, Тургенев, Достоевский... Сейчас у нас в репертуаре 12 пьес Островского, и в моих планах - довести это число до 20.

О королевах

- Нет, это не я был на аудиенции у английской королевы, это она у меня была! Во время визита в Россию Елизавета II выбрала здание нашего театра для проведения встречи с дипломатическим корпусом. Мы долго ломали голову, что бы этакое ей подарить. В конце концов я предложил традиционный презент: заказать палехскую шкатулку с изображением Малого театра. Эту шкатулку я ей и вручил, произнеся соответствующую речь.Она посмотрела на подарок, вскинула брови, поблагодарила и пошла дальше. А один старичок из ее свиты придержал меня за локоток и на чистейшем русском языке осведомился: «Откуда вы знаете, что королева собирает шкатулки?» Я говорю, что ничего такого я не знаю, и угадали мы чисто случайно. Он сказал: «Вы попали в точку!» А недели через три на мое имя пришел конверт из Лондона, где была огромная официальная фотография королевы и ее супруга с автографом. Я расценил это как искреннюю благодарность. Фото с тех пор висит в моем рабочем кабинете. Да, была же еще одна королева - Беатрикс, королева Нидерландов. Мы принимали королевский балет Нидерландов, и им у нас очень понравилось. Они даже написали смешную благодарность работникам нашего буфета - мол, на каждых гастролях у них кто-то обязательно травился, а у нас все было очень вкусно и здорово. Эти ребята и порекомендовали Малый театр королеве. Так что она в нашем театре принимала нашего же президента Владимира Путина.

О Куросаве

- Да, было в моей жизни такое счастье - Бог подарил мне Куросаву. ( В 1970-х Юрий Соломин снимался у легендарнейшего японского режиссера Акиро Куросавы в фильме «Дерсу Узала» в роли Арсеньева. - О. М.) Когда говорят о великих режиссерах, называют эту тройку - Феллини, Бергман, Куросава. Я с огромным наслаждением работал с ним в течение двух лет, а потом 30 лет мы с ним дружили. Это было счастье. Так случилось, что я стал первым и последним европейским артистом, с которым этот мастер работал. Могу сказать, что он буквально прорубил мне персональную дырку в мировой кинематограф - фильм «Дерсу Узала» купили 96 стран. С его легкой руки я и режиссурой стал заниматься. Кстати, Куросава был художником. Он закончил Академию художеств и очень хорошо рисовал. И даже однажды подарил мне картину - нарисовал огромную голову тигра, справа японский орнамент и написал - «18 июня 1974 года, Соломин сан, Куросава сан». Теперь она у меня дома в рамочке висит.

О сериалах

- Знаете, мне посчастливилось сняться практически во всех многосерийных фильмах - подчеркиваю, в фильмах, а не в сериалах, - в то время, когда нашу страну можно было назвать великой кинематографической державой. «Адьютант его превосходительства», «Хождение по мукам», тот же «Дерсу Узала». Поэтому к нынешним сериалам я отношусь ... ну, вы сами понимаете, как. Но есть сериалы и сериалы. Я снялся за последние годы в «Тяжелом песке», «Московской саге», их сейчас тоже называют сериалами. Но это качественно другой уровень, чем то, что обычно идет в прайм-тайм по всем каналам. Я не возражаю, когда наши актеры снимаются в «мыле» - им в конце концов тоже кушать хочется. Каюсь, я и сам не так давно снялся в одном таком телепроекте. Когда прочитал сценарий, мне показалось, что роль, которую предлагали мне, - роль человека, ранее известного, который теперь никому не нужен, интересна. Но как в итоге все это было раскрыто на экране... Мне было дико стыдно. И я дал себе слово больше этим не заниматься.

Оксана Моисеева