Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Под флагом Колумба

«Ульяновская правда»
2 ноября 2007г.

Под флагом Колумба

Спектакли народного артиста России, лауреата Государственной премии Юрия Семеновича Колылова видели зрители Москвы и Вологды, Оренбурга и Орла, Казани и Самары, Чебоксар и Тольятти, Магнитогорска и Белгорода, а также Украины, Белоруссии, Польши, где за последние двадцать лет гастролировал Ульяновский областной драматический театр. Одновременно с юбилеем нашей газеты художественный руководитель драмы отмечает свой собственный день рождения — 65 лет. С приездом Копылова в Ульяновск началась новая эра театрального искусства. Однако мэтр скромно называет себя «строителем», а еще «Колумбом».

- Но ведь Колумб искал другую страну, а нашел Америку, — умничаю я.

- А вы думаете я знаю, к какому берегу приведу свой корабль и сколько бурь и штормов встречу в пути?!

- Вы приехали ровно двадцать лет назад. Осень была такая же теплая?

- Осень была неплохая. И я хорошо помню, как Сергей Николаевич Рябухин показывал мне город, реку Волга, рассказывал о своем крае. У нас ведь с супругой Людмилой Михайловной Гавриловой был не простой выбор. Нас приглашали в Екатеринбург, Калининград, Ростов на Дону. Туда, где одновременно требовались два режиссера.

- Можно сказать, что вы заново основали театр в Ульяновске?

- Театр здесь существовал до меня 200 лет. Я начал строить его, это правильнее, прямо по Станиславскому: режиссер - есть «строитель».

- Что вы вкладываете в это понятие?

- Очень многое. Каждый спектакль — камешек в здание театра. Как он задумывается, рождается, а потом живет сам — все важно. С возрастом я прихожу к мысли, что театр все же элитарное искусство, это не шоу и не футбол.

- Но на ваши спектакли ходит самая разная публика, интерес к театру велик.

- Спасибо, хочется верить, что так будет и впредь.

- Для себя вы подводите какие-то творческие итоги?

- Разумеется. Но у любого актера в конце творческой карьеры на памяти из 200-300 работ остаётся чуть больше десятка, и у меня примерно такое же соотношение. На сцене Ульяновской драмы я поставил около 80 спектаклей, очень разных и неоднозначных...

- Но вспоминаете больше «шекспириаду»...

- Конечно. Я ведь и сейчас ставлю именно Шекспира. Решил наконец перейти к исполнению своей заветной мечты. Теперь у нас в работе «Король Лир».

- Актерский состав к этому располагает? Не секрет, что в последние годы театр покинули некоторые ведущие актеры.

- Это ощутимые, но естественные потери. Сменяемость труппы у нас незначительная. Уезжают по объективным обстоятельствам и служат в лучших московских театрах. Это приятно осознавать.

Режиссера без актеров не бывает. Автор пьесы задает мысли и тему, выражает смысл произведения и действия актеров. Мне очень приятно наблюдать, как они растут и достигают серьезного художественного уровня. Серьезная драматургия, по-моему, очень тому способствует, заставляет возвыситься. Когда я принял театр, в нем было всего несколько человек, которые имели звания. Теперь у нас есть народные и заслуженные артисты России. Их имена всем известны. Не забываем отмечать труд работников «вспомогательных» цехов театра. Это все как раз и есть строительство.

- На мой взгляд, у театра драмы хорошая информационная поддержка.

- Любая информация, а лучше, конечно, серьезная, с разбором спектаклей, — необходима. Это лучше, чем замалчивание. Наша профессия публичная, и значит, ее принято обсуждать прилюдно.

- Вряд ли вам понравится, если начнут обсуждать «клубничку»...

- Согласен... Разумеется, театр во многом «закрытая» система. И создание спектакля —таинство, к нему никого постороннего не надо подпускать. И «снаружи» хватает интересного! Творческие находки, нравственно-эстетические задачи, художественный уровень — пожалуйста, обсуждайте, сколько хотите. Недавно мы приглашали зрителей на новую форму спектакля. Это была читка пьесы «Терроризм», которую написали современные авторы Владимир и Олег Пресняковы. Традиционной актерской игры в нем нет, работа только голосом. Публике представляется возможность «не разглядывать» сюжет, а самой его «проигрывать». После читки - диспут со всеми участниками «опуса». Должен рождаться интересный вариант театрального зрелища. Еще Товстоногов говорил, что проблема не на сцене, а в зрительном зале. Посмотрим, что из этого получится.

- Часть здания театра пока на ремонте. Но уже в декабре в Ульяновске должен пройти Всероссийский театральный Гончаровский фестиваль. Возможно ли уложиться в такие сроки?

- Нет ничего невозможного. Приедут театры из Москвы и из соседних городов. Мы покажем два спектакля — «Обрыв» и «Обломов». На этом фестивале коллектив выступит с предложением присвоить театру имя Ивана Александровича Гончарова.

И на вашу поддержку рассчитываем. Мне всегда нравились солидные издания, которые имеют свою точку зрения. К тому же «Ульяновская правда» — издание почтенного возраста. И мое пожелание вам — не теряйте свою внутреннюю значимость, не мельчайте. А внутренняя значимость зависит от ощущения ответственности. Всегда надо помнить, как слово ваше отзовется...

- Тут мы с вами «в одной лодке» или, точнее, «на одном корабле», многоуважаемый Колумб.

- Представлять, что ты знаешь больше, чем другие, конечно, необходимое условие для капитана. И не всегда очень уж важно, к какому берегу приплывет твой корабль. Главное — быть в пути и верно держать курс...

- Тогда не страшно!

 

Нина Никифораки