Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

"Спортшкола" №4 (18), 2006 г.

«Спортшкола» №4 (18)
2006 г.

"Спортшкола" №4 (18), 2006 г.

Вера в себя рождает талант

Идя на встречу с Валерием Шейманом, лауреатом Государственной премии и народным артистом РФ, я испытывала волнение.

Еще в раннем детстве меня мучила загадка диковинной профессии актера. В ней было столько уникального и необычного.

Во-первых, она требовала от человека огромного трудолюбия: заучивание наизусть большого количества страниц текста. Во-вторых, физической выносливости. После продолжительных репетиций, житейских стрессов и бытовых проблем артист должен предстать в вечернем спектакле в образе определенного человека и играть роль личности с проблемами и чувствами, порой не свойственными ему. В-третьих, никто не должен заметить, что актер играет. Исполнитель роли должен жить на сцене, чтобы суметь заставить нас страдать и радоваться вместе со своим героем.

Порой актер уже на следующий день играет полного антипода вчерашнему герою. А мы месяцами не можем забыть воплощенный накануне на сцене образ и мучаемся его проблемами, мысленно спорим с ним...

Откуда в актере берется эта уникальная духовная и физическая выносливость? Мало одного Божьего дара — таланта, нужна необыкновенная организованность чувств: пластичность души ребенка и врожденная мудрость старца, трудолюбие и умение прощать обиды. Ведь актера с первых шагов на сцене не понимают и обижают все: и администрация театра, недопонимающая сложность судьбы актера; и режиссер с его вечными поисками; дети Талии и Мельпомены — собратья по ремеслу; зрители, часто приписывающие артисту недостатки и достоинства его сценических образов; пресса, чиновники, родные, близкие, соседи... Да разве всех нас перечислишь? А актер остается в реальной жизни обычным человеком со своими личными привязанностями и проблемами, связями в своей семье!

Абсолютно лишенный свободного времени Шейман выслушал и спокойно, лаконично и в то же время очень обстоятельно ответил на эти мучавшие меня вопросы.

... Валерий Шейман, родившийся 15 июня 1950 года во Владикавказе в обычной семье, хорошо учился, занимался спортом, музыкой, хоровым пением, декламацией, танцами, ходил в горные походы по окрестным перевалам, всей душой любил театр, не пропуская ни одной премьеры и посещая все спектакли гастролеров во Владикавказском театре.

Преданность его сцена была велика с детства. В школу в 61-м году приезжала делегация кубинцев. Шейман участвовал практически во всех номерах концерта, пел в хоре, сольно, танцевал, декламировал, играл в театральных инсценировках. Еле-еле успевая переодеваться для каждого номера, он очень позабавил кубинских гостей.

После окончания в 1975 году ГИТИСа Валерий Сергеевич Шейман с женой Валентиной Александровной Савостьяновой приехали в Ульяновск. Валентина Савостьянова — теперь уже заслуженная артистка РФ, очень красивая, стройная, почти воздушная женщина. Шейман не перестает ею восхищаться ни на мгновение, считая ее очень чутким, прекрасным партнером и в жизни, и на сцене. Он объясняет успех многих спектаклей, как, например, «Лев зимой», отчасти актерским мастерством своей супруги, имеющей удивительный и загадочный характер.

Артистическую талантливую пару крепко связывает театр. Но своей дочери Екатерине, очень чуткой, эмоциональной и ранимой, они не советовали связывать свою судьбу со сценой. Она — подполковник юстиции. У нее две крошечных дочурки: Елизавета и только что народившаяся София. Им Валерий Сергеевич отдает все свое сердце. Дети тянутся к артисту!

Настенька, крутившаяся в спортзале во время игры Валерия Сергеевича в теннис, все подобранные теннисные мячики отдавала только артисту. Уходя, Настенька персонально подошла попрощаться с ним.

Шейман, занимающийся теннисом свыше пятнадцати лет, на хорошем счету в клубе любителей тенниса, и смог бы достойно выступать на Всероссийских соревнованиях, показывая отличные результаты. У артиста хорошие природные данные для занятий теннисом: быстрота реакции, прыгучесть, пластичная, подвижная и крепкая кисть руки. Но специфика профессии не позволяет выезжать на соревнования, так как он постоянно занят в спектаклях и часто выезжает на гастроли. Несмотря на большую занятость, Валерий Сергеевич рано утром три раза в неделю приходит на тренировки для занятий теннисом, а вечерами посещает бассейн. В детстве очень любивший баскетбол и имевший высокую результативность в бросках по кольцу, он был невысок ростом. Поэтому всегда из-за большой юркости ему предлагали в школе играть в футбол. И в дальнейшей жизни он никогда не уклонялся от сдачи норм ГТО и участия в соревнованиях. Спорт Шейман любит. Он необходим ему для поддержания физической формы и является для артиста источником колоссального заряда жизненной энергии, бодрости инадежным способом выхода из стрессов и психофизической усталости, связанными со сложностью профессии.

Профессия актера — это вечное горение личности на костре творческих мук. Артист должен уметь расслабляться безопасным способом: алкоголь, экстремальные состояния для поднятия адреналина, часто имеют пагубные последствия. Ведь актеру творчество необходимо в каждый момент. Огромные тексты он не выучивает, а делает, найдя за каждой фразой логику поступков персонажа. Он убежден: нет ни в жизни, ни в театральной фабуле законченных негодяев и подлецов. Работая над ролью, он всегда ищет причину, пытается понять человека, сделавшего отвратительный поступок.

Когда мы рассуждали о созданном Шейманом на сцене образе датского короля Клавдия, убившего своего брата, прежнего короля Дании и бывшего мужа королевы Гертруды, матери Гамлета, актер отметил, что при создании этого образа они с режиссером хотели подчеркнуть, что на убийство брата короля Клавдия толкнула роковая любовь к жене брата. Чтобы быть достойным Гертруды, он решил занять трон. Он пытался сделать счастливой любимую женщину, готов исполнить любую прихоть королевы. И она счастлива с Клавдием. Она купается в его любви. Клавдий ведет себя как влюбленный мальчишка, готовый на любые жертвы. К сыну Гертруды — Гамлету — он относится, как к родному. Клавдий пытается завоевать его любовь, прощая ему очень многое, чего не простил бы родной отец. Кстати, принца Гамлета в исполнении Владимира Кустарникова порой трудно выносить, не говоря уж о том, чтобы любить. Как затравленный зверь, мечется раздавленный горем молодой человек. Но король Клавдий прощает и прощает его. Но все напрасно... В финале трагедии король понимает: через злодейство к счастью нет пути. Трагедия этого незаурядного человека велика. Он погубил и себя, и свою возлюбленную. Он уничтожил королевскую династию. В отличие от Гамлета, который рассуждает: «Быть или не быть?..», он твердо знает, что ему: «Не быть!..» Шейман отметил еще одну особенность в постановках трагедии «Гамлет». Каждые десять лет миру неожиданно какой-нибудь театр являет новое прочтение этой трагедии и нового Гамлета, которые органически связаны с современностью, и зрители воспринимают Гамлета, как своего современника.

На вопрос о сложности перехода для артиста от комической роли к трагической Шейман ответил интересным замечанием: «Для кого комедия, а для кого трагедия...»

Рассказывая о своей работе в комедии «Тартюф», он отмечает трагичность образа Органа, верно служащего Тартюфу. Он искренне переживает отрицательное отношение людей к Тартюфу, который является его кумиром, любимым самозабвенно и всем сердцем. Этот образ глубоко трагичен и показывает опасность, подстерегающую человека, создавшего себе кумира.

Валерий Сергеевич считает, что от великого до смешного всего шаг. Поэтому он так любит работать с талантливыми режиссерами, остро чувствующими эту едва уловимую грань между трагичным и комичным в персонажах и создающих на сцене живые образы людей со всеми проблемами, радостями и парадоксами.

Последним в разговоре с артистом был вопрос, давно волновавший меня: «Почему, по вашему мнению события, описанные в трагедии "Гамлет" происходят в Дании?»

На что актер с улыбкой ответил:

— Да чисто случайно. Автор взял и выбрал эту страну. Люди мало меняются с допотопных времен. Всегда было трудно исполнять заповеди Ветхого Завета, заповеди Христа. И причины греха почти те же, что и много тысяч лет назад. А, главное, почти все в этой жизни мужчина делает для женщины и во имя ее. Это всегда надо помнить и режиссеру, и актерам, и зрителям. Самое сложное в жизни — остаться человеком. Именно для утверждения вечных ценностей на Земле во все времена столько сил отдают люди театру, чтобы в реальной жизни не повторялись проблемы, раскрытые актерами на сцене. Ведь самый легкий путь познания — учиться на чужих ошибках. И одними из главных учителей человечества в любые времена являлись актеры, отдающие этому сложному процессу обучения все силы своего таланта, мастерства и души, чтобы наши души были вечны, а умирали только образы, созданные на сцене.

Но актер Шейман учит жить людей не только через художественные образы, созданные драматургами для сцены, а всей своею судьбой. Путь к успеху тернист и сложен. Но дорогу всегда осилит идущий. Всей своей жизнью артист подчеркивает и доказывает окружающим: «Не останавливайтесь на достигнутом, работайте над собой, постоянно совершенствуйтесь и в большом, и в малом, умейте терпеть и ждать. И тогда удача и успех найдут вас!»

Н. Никищенкова.