Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

"Рандеву", ноябрь 2005 г.

«Рандеву»
ноябрь 2005 г.

"Рандеву", ноябрь 2005 г.

Зоя Самсонова
«Терплю и верую в театр!».

Театр для заслуженной артистки России Зои Самсоновой — это жизнь и любовь. Он, как магнит, притянув однажды, не отпустит никогда; как заноза, которая все время напоминает о себе. И хотя театральная жизнь сложна, и актрисе часто приходится твердить себе чеховское: «Театр — это умение терпеть и веровать!», она счастлива. Уже 37-й сезон Зоя Самсонова на сцене Ульяновского театра драмы, где ею сыграны сотни ролей. О своей судьбе, личной и театральной, она рассказывает сегодня читателям «Рандеву».

Зоя Михайловна, откуда такая любовь к театру? Вы выросли в театральной среде?

 Нет, абсолютно. Но творческие истоки в семье были. Моя бабушка по маме, из дворянского сословия, жившая в нашей семье, воспитывала меня в любви к искусству. С пяти лет я танцевала, с шести училась музыке.

Вы закончили ГИТИС. Кто из его педагогов особенно дорог по воспоминаниям?

 Художественным руководителем был профессор, народный артист РСФСР Григорий Григорьевич Конский — великолепный актер. Преподавали народная артистка СССР Ольга Николаевна Андровская — актриса, которую знает весь мир, Светлана Леонидовна Собинова — дочь знаменитого оперного певца, она же была женой писателя Льва Кассиля. Светлана Леонидовна любила приглашать нас к себе, в квартиру своего отца, где было много всяких редкостей. Эти педагоги учили нас, терпели, верили в нас, создавали с нами спектакли, жили нашей жизнью, поддерживали, интересовались, поели мы или нет, даже давали деньги на еду или подкармливали.

Не жалели, что занялись лицедейством?

 Ни разу. Были моменты, когда ощущала недостаточную востребованность, обиду, что не все свершилось. Но мысль уйти из театра, сменить профессию не приходила. Даже сгоряча. Думаю, это — любовь, а она бывает и счастливая, и трудная...

— Но можно было работать и в других театрах — страна-то большая. Почему прикипели именно к ульяновскому? Вы ведь в начале актерской карьеры пробовались на главную роль в фильме «Осенние свадьбы», и Вас уже утвердили на роль. Но... Вы отказались ради театра в провинциальном городе.

 Я пробовала уезжать из Ульяновска — в Рязанский ТЮЗ. Это было связано с личной трагедией: разошлась с мужем. Но несколько месяцев В Рязани показались длинною в жизнь. Я вернулась. Ульяновский театр драмы для меня — как первая любовь. Здесь я стала актрисой. Первым режиссером была Вера Андреевна Ефремова — сейчас она народная артистка России, главный режиссер драмтеатра в Твери. Она поверила в меня. Помогла раскрыться, реализовать то, что во мне есть. Через пять лет я уже играла значимые роли. А если вспомнить историю про кино, то это случилось, когда я только пришла в театр, и Вера Андреевна вводила меня в роль одного из спектаклей. И вдруг — надо ехать сниматься. Она сказала: «Выбирай — театр или кино». Я сделала выбор в пользу первого.

— Театр за любовь, за преданность платил Вам взаимностью?

То, что он мне давал, принимала с благодарностью, то, в чем обделял, принимала с пониманием. Никогда не требовала ролей, но и не отказывалась от них. Не просила, не вставала в позу.

— Вы сыграли множество ролей, а какие не удалось?

 Чеховских героинь, в частности, Аркадину в «Чайке», Раневскую в «Вишневом саде». Леди Макбет тоже, видно, мне уже не подарит судьба. Понимаю, что это мечта, но ведь ее нельзя убить. Пусть живет!

— У Вас был замечательный свекр — народный артист Украины Глеб Юченков. И у свекрови Вы находили понимание, любовь и душевное тепло. Это такая большая редкость...

 В семье Юченковых я прожила 30 лет. Свекр и свекровь меня любили, я их — тоже. Вначале, когда мы жили у них с мужем, отношения с родителями складывались непросто, особенно с Ириной Константиновной: по Фрейду, сына всегда больше любит мама, и она ревнует к сопернице — его жене. Свекровь, впрочем, была замечательная женщина, и потом, переосмыслив ее поведение, когда я сама стала свекровью, поняла, что она была права, просто я этого по молодости не понимала. И вот, когда через пять лет совместной жизни мы с мужем разошлись, я как бы взамен получила любовь его родителей, их понимание, творческую помощь и поддержку в профессиональном развитии. Если бы не они, я бы не стала тем, что я есть сейчас.

— Обычно родители не хотят, чтобы дети пошли по их стопам в профессиональном смысле. Ваш сын Денис Юченков стал актером, причем успешным, работает сейчас в московском театре «У Никитских ворот» Марка Розовского. Вы отговаривали Дениса от поступления в театральный институт?

 Мы в семье дружно не хотели, чтобы он стал актером. Денис же, лукавя, нас немножечко обманывал, а потом поставил перед фактом. Он вырос в театре. Я до семи месяцев беременности играла, а когда уходила в декрет, режиссер не поверил, что мне скоро рожать, потому что я утягивала живот ради сцены. А когда родила, отправилась с шестимесячным сыном на гастроли. В пять лет Денис читал монолог Телятьева из «Бешеных денег» — даже спросонок. Сейчас, когда моему внуку Глебу задали вопрос: «Кем будешь, когда вырастешь?», он ответил: «Все мои родственники — актеры, так что я в безвыходном положении...»

— Как складывается в столице творческая судьба Дениса и его жены Натальи Долгих?

 На мой взгляд, хорошо. Они плотно заняты в репертуаре театра, оба введены в идущие спектакли, им поручают центральные роли в новых постановках. Марк Розовский говорил мне о Денисе, что он очень серьезно, творчески относится к своей профессии, что его отличает огромная работоспособность, что он всегда приходит на репетиции подготовленным, быстро и легко вводится на роль. Это неудивительно: Денис и Наташа прошли хорошую актерскую школу на ульяновской сцене у Народного артиста России, Лауреата государственной премии Юрия Семеновича Копылова, художественного руководителя Театра Драмы.

— Вы создаете на сцене яркие, запоминающиеся образы. Зрители помнят Ваших героинь: страстную итальянку Филумену из спектакля «Филумена Мартурана», эксцентричную Мадам Аркати из «Неугомонного духа», преданную театру Актрису из спектакля «Заноза». Вы и сегодня продолжаете радовать зрителей удивительными и так не похожими друг на друга работами. Но особое впечатление на зрителей всегда производит Ваша Екатерина II...

— Она — мое хобби. В этом облике я открывала музей градостроительства и архитектуры. Меня везли в экипаже по улицам, и народ шалел от такого зрелища. Потом еще выступала в роли этой великой женщины на разных мероприятиях в городе. Многие отмечают мое сходство с ней, и меня даже сфотографировали на фоне портрета императрицы в художественном музее. К сожалению, сыграть Екатерину на сцене возможность не предоставляется. Правда, в спектакле «Павел I» по Мережковскому, который ставит сейчас Копылов, у меня роль графини Ливен — особы, приближенной к царскому двору. Она хоть и небольшая, но интересная. Она — мое хобби. В этом облике я открывала музей градостроительства и архитектуры. Меня везли в экипаже по улицам, и народ шалел от такого зрелища. Потом еще выступала в роли этой великой женщины на разных мероприятиях в городе. Многие отмечают мое сходство с ней, и меня даже сфотографировали на фоне портрета императрицы в художественном музее. К сожалению, сыграть Екатерину на сцене возможность не предоставляется. Правда, в спектакле «Павел I» по Мережковскому, который ставит сейчас Копылов, у меня роль графини Ливен — особы, приближенной к царскому двору. Она хоть и небольшая, но интересная.

Ольга Ильинская