Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

До чего жаден Юрий Копылов

«Симбирский курьер»
29 августа 2002г.

До чего жаден Юрий Копылов

Театр еще пуст. Кресла в партере покрывают полотна ткани. И только первый ряд освободили для журналистов. Со сцены сошли по эту сторону рампы, в зал, театральные люди. Ждали Юрия Копылова. Главного режиссера посадили в центре, и он заговорил о своем театральном романе со зрителем, который длится уже 15 лет.

Немирович-Данченко сказал, что жизнь театра идет 25 лет, потом его хорошо бы закрыть и закончить этот этап. А дальше открыть новый театр, — процитировал Копылов. 15 лет, по Немировичу, — не предел, но ульяновский театр уже сейчас намерен перестраиваться изнутри. Чтобы оставаться живым театром, где не только ставят новые спектакли, но и работают над уже известными. Чтобы сохранить душу русского национального театра — его исповедальность. Чтобы не заскучал зритель, наблюдая на сцене больше десятка лет знакомых актеров.

15 лет назад Копылов предложил публике непростой театральный язык. Он был понят и принят. От Ричарда («Ричард II») до Генриха («Генрих IV») отсчитывает главный режиссер ступени в восхождении театра. В этом году шагнули не на ступеньку, а в лифт — группа ульяновских театральных деятелей была удостоена Госпремии за спектакли последних лет. Копылову дали награду, думается, и за создание своего театрального пространства в Ульяновске, своей театральной школы.

Почти год не было Юрия Семеновича в театре. Болезнь погнала его в Москву. Операция по трансплантации почки, реабилитация, осложнение, подбор эффективных лекарств... Для театралов то, о чем пишу, не новость, а повод для переживаний. Многие знали и сочувствовали, верили, что он вернется и все будет по-старому, то есть Копылов снова будет удивлять нас своими работами. Но пока он физически отсутствовал, не оставлял стараний в том, чтобы театральный процесс не останавливался. И минувший сезон прошел под знаком новых постановок, которые осуществили приглашенные Копыловым режиссеры — стажер «Ленкома» Сергей Внуков, режиссер Малого театра Владислав Константинов, Станислав Таюшев, прогремевший когда-то в Ульяновске своей «Чайкой», знаменитый столичный режиссер Аркадий Кац. В интервью все, как один, они говорили о духе Копылова, который держит театр, будто главный только вышел и вот-вот вернется. Говорили без специальных журналистских вопросов.

Он вернулся. Копылов остался верен себе. Он задал в этом сезоне новую планку сложности для зрителей. Теперь на повестке дня — «Дьявол и Господь Бог» экзистенциалиста Жана-Поля Сартра. История, случившаяся в германском средневековье, оказалась очень современной, по мнению режиссера. Зная о копыловских неторопливых отношениях со временем, можно ожидать или спектакля, длящегося 4-5 часов, или представления, поделенного на два вечера. (Сама пьеса тянет на 8 часов, у Копылова только ее чтение занимает 3,5 часа.) То и другое вряд ли приемлемо, поэтому сейчас идет уплотнение материала. А еще Юрий Семенович в ближайшее время намерен обратиться к Чехову, Булгакову — его беспокоит, что в афише нет этого имени. А еще перечисляет новые спектакли, которые мы увидим уже в этом сезоне — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «Кукушкины слезы» А.Толстого, «Сон в летнюю ночь» У.Шекспира, «Антигона» Ж.Ануйя, обязательно сказка для детей, обязательно детектив.

Осенью театр повезет «Гамлета» на Шекспировский фестиваль в Тольятти. Позже приглашают на фестиваль в Магнитогорск, после того, как в прошлом году там увидели наш «Обрыв», ульяновцам выдали карт-бланш: привозите, что угодно, нам все интересно.

- Я жадный до публики, — говорит Юрий Копылов.

В ноябре ему исполняется 60. У него масса идей. Болевшее тело не могло запретить голове думать, рождать образы. Теперь режиссер готов нас удивить.

 

Лилия Гребенскова