Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Перед поднятием занавеса

«Ульяновская правда»
17 сентября 1989г.

Перед поднятием занавеса

Наша беседа с художественным руководителем театра Юрием Копыловым состоялась сразу после репетиции «Привидений» Генрика Ибсена. С разговора о пьесе классика норвежской драматургии и началось знакомство с репертуаром сезона. «Привидения», написанные Ибсеном в 1881 году и тогда же опубликованные, произвели шоковое впечатление на европейского читателя. По свидетельству современников, разразился «великий скандал», большая часть тиража пьесы была возвращена издателю.

На русской сцене «Привидения» были триумфально сыграны в начале века дуэтом великих артистов Малого театра М. Ермоловой и П. Орленевым. Понадобилось несколько десятилетий, чтобы вокруг пьесы утихла скандальная шумиха и новые поколения читателей и зрителей открыли в ее проблемах свои подтексты.

- Что привлекло вас сегодня в «Привидениях», в этой несправедливо забытой театрами пьесе?

- Г. А. Товстоногову принадлежит определение классической пьесы: «Она написана давно, но о сегодняшнем дне». Тонкий психолог и неисправимый моралист, Ибсен считал, что подлость, предательство, обман так или иначе отольются тем, кто их совершает. Поэтому тема наследственности в «Привидениях», когда прошлое управляет настоящим, оказалась особенно актуальной и для нашего переломного времени. В истории добропорядочной, на первый взгляд, буржуазной семьи внезапно открывается мир патологии, деспотизма. жестокости. Дети вынуждены отвечать за поступки своих отцов жесточайшим жесточайшим внутренним распадом, деградацией совести и чести. В пьесе Ибсена заложены возможности для раскрытия болей и бед нашего общества. Рождение нового человека, изменения в его нравственной природе не происходят мгновенно, процесс этот длительный и драматичный.

«Привидения» и поныне сохраняют свою сценическую и психологическую силу благодаря мастерскому построению сюжета, в них великолепные возможности для раскрытия творческого потенциала труппы.

Главных героев пьесы фру Альвинг и ее сына Освальда исполнят народная артистка РСФСР К. Шадько и молодой артист театра А. Никулин. «Привидения» станут ноябрьской премьерой театра, а откроет сезон тоже новый спектакль «История города Глупова» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Инсценировка сатирического произведения «История одного города» сделана режиссером Вадимом Климовским. Ранее поставленные им «Игры с привидением» С. Мрожека только в этом году дважды гастролировали в Польше и Ленинграде. Театральная общественность по справедливости оценивает дарование известного московского режиссера, а это позволяет нам связывать с его именем и будущие постановки.

- М. Горьким подмечено: «Историю России нельзя понять без Салтыкова-Щедрина»...

- Да, щедринская сатира замечательна остротой проблем, откровенным и смелым изображением русской жизни и национального характера, государственности и российских правителей. Злость и суровость, юмор и гневная ирония писателя, которого современники называли «прокурором российской действительности», нашли отражение в спектакле. Пока мы все не уясним, в чем истоки наших исторических трагедий, ошибок, неудач, «застоев», пока увеличительным стеклом театра не разглядим родословную бюрократического правления, мы не сможем двигаться к иному, лучшему общественному устройству. Сатирическая летопись сцен «расейского глуповства», едко и зло выписанная великим русским писателем, — урок для осмысления дней сегодняшних.

Постановка В. Климовского откроет новый мощный пласт театральности, зрелищную, игровую ее стихию. Помогут в этом и включенные в спектакль. 20 поэтических текстов русских стихотворцев XIX и XX веков. В спектакле много музыки, написанной молодым ульяновским композитором О. Яшиным. В нем будет участвовать вокально-инструментальная группа «Грим» под руководством Е. Тарасова. Пластическое решение спектакля предложено аспирантом кафедры сценического движения ГИТИСа балетмейстером В. Матвеевым.

Задумывая репертуар нового сезона, готовим зрителям много неожиданного — прежде всего в знакомстве с пьесами, которые по тем или иным причинам не шли на сценах страны.

Режиссер М. Катаева сейчас репетирует спектакль «Эквус» по пьесе знаменитого английского драматурга П. Шеффера, автора известного «Амадея». В нашей стране, к сожалению, «Эквус» почти не имеет сценической биографии, хотя проблемы «трудных» подростков, взаимоотношений юношества с миром взрослых существовали всегда и не за

висели от национальной или географической принадлежности людей.

В наших планах постановки пьес «Дьявол и господь бог» Ж.-П. Сартра, классическая комедия Ж.-Б. Мольера «Жорж Данден» (пьесу своего соотечественнике будет ставить на нашей сцене Ив Гоуланс, режиссер, приглашенный из Франции). В портфеле театра «Жизнь человека» Л. Андреева, «Красная мантия» М. де Гельдероде, пьесы В. Набокова.

В концу сезона я намерен приступить к постановке «Обрыва» по мотивам романа И. А. Гончарова. К проблемам его прозы испытываю сегодня живой интерес. Очень хочется почувствовать век XIX не только по-щедрински, но и по-гончаровски. Оценить неторопливый ритм житейского и социального уклада и притягивающий вечными порывами самопознания «уклад» души людей усадебных и городских, их опыт и неопытность, их веру и безверие. Прочитать «Обрыв» вместе со зрителями — дело благодарное, необходимое и интересное театру, работающему на родной земле романиста.

Подбирая репертуар нынешнего сезона, мы ставим конкретную цель: будить в зрителе потребность душевной работы, все более зрелых размышлений о мире и о человеке в нем, о времени и нравах, о вечном и преходящем.

- Пополнится ли труппа театра в наступающем сезоне новыми актерскими именами?

- Худсовету театра в течение года показывались многие актеры — в основном выпускники театральных школ Поволжья. Сегодня в труппу театра приглашены двое молодых артистов. Они выпускники Ленинградского театрального института имени народного артиста СССР Н. Черкасова. Закончили мастерскую замечательного педагога профессора А. Кацмана. Дебют Юлии Игнатенко и Алексея Кириллина состоится в «Привидениях».

- Театр в новом сезоне переходит на новые условия хозяйствования. Возникают ли какие-то дополнительные проблемы в связи с этим?

- Если раньше в дотации и оснащении техническими средствами мы зависели от «большого хозяина» — Министерства культуры РСФСР, то отныне полностью освобождаемся от министерской опеки.

Сегодня ощущаем прямую зависимость от властей города, от бюджета области в целом, от прямой заинтересованности города в нашей деятельности. Сказать откровенно, затянув пояса, пока концы с концами сводим. Обещанные облисполкомом 400 тысяч планируем отдать на капитальный ремонт, техническое перевооружение радио- и осветительного цехов, реставрацию малой сцены и театрально-культурного центра, на внеплановые постановки.

Вернуть театру атмосферу теплого, уютного, гостеприимного дома, в который каждому зрителю захочется прийти снова и снова, — общее наше желание.

- Театр — это актеры и круг заинтересованных зрителей. Вероятно, «круг» этот должен быть расширен... Сегодня театр вряд ли сможет прожить без меценатов.

- Да, и поэтому мы с благодарностью принимаем помощь наших спонсоров из Центра микроэлектроники, ДСК-1, завода «Искра», которые выделяют нам средства на переоборудование «малой» сцены. Долг платежом красен. В подшефной школе УЦМ наша педчасть планирует создание театральных классов, школы драматического искусства, университета театральных знаний; сотрудники УЦМ, как всегда, будут первыми и желанными гостями наших премьер.

- Вы выступаете в качестве художественного руководителя Ульяновского театра драмы в свой третий сезон. Можно ли говорить о каких-то итогах?

- Миновало время моего знакомства с труппой театра, время обоюдного привыкания и «притирок». Сегодня знаю достоинства и потенциальные творческие возможности каждого актера. Мы стали лучше и глубже понимать друг друга, хотя взаимных претензий еще немало.

Объем работы по-прежнему огромен, некогда «остановиться, оглянуться», надо спешить за бегущим днем, на ходу подтягивая «болты и гайки» в громоздкой и несовершенной театральной машине. Но время подтвердило, что намеченный путь плодотворен. Это не только оценки наших спектаклей ведущими театральными критиками страны, это подтверждают и контакты с нашими друзьями и главными судьями — зрителями. Их вера в театр помогает нам жить.

 

Виктория Харитонова