Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

"Мы помогаем зрителю открыть самого себя".

Первый ульяновский портал
27 Марта 2014
     О молодом зрителе, новых спектаклях, о себе и театре рассказал порталу 1ul.ru художественный руководитель Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова Сергей Морозов.

27 марта, в День театра, заключительный день фестиваля «Лицедей-2014», какую оценку Вы ему дадите?

На фестивале «Лицедей», может, даже больше, чем в спорте, важен принцип «не победа, а участие». На территории Ульяновской области существуют 6 замечательных театральных коллективов, каждый из них интересен по-своему, каждый занимает свою нишу, своего зрителя. Да, у нас есть жюри, которое обязательно присудит и вручит премию «Лучший спектакль фестиваля «Лицедей-2014», и представляю, в каком затруднении они сейчас находятся. Ведь у каждого театра свое лицо, и сравнивать, например, пирожное безе с музыкой Безе, картинами Пикассо или последней моделью автомобиля «Ауди», смешно. Самое главное, что театры объединены идеей фестиваля – сплочения в единое культурное пространство. У ульяновцев была возможность познакомиться с театрами Димитровграда. Я знаю, что некоторые артисты Димитровграда в рамках фестиваля приезжали на спектакли своих ульяновских коллег. Это самый главный результат, потому что, простите за нескромность, организационно традиционно фестиваль проходит на высоком уровне. В этом огромная заслуга административной команды театра Гончарова и, конечно, благодаря поддержке всех тех площадок, где проходит фестиваль.

«Лицедей-2014» как-то изменился по сравнению с прошлым годом?

Мне кажется, очень хорошо, что в наше нестабильное время есть в мире некоторые вещи, которые стабильны. В связи с высоким профессиональным уровнем всех коллективов, фестиваль может похвастаться стабильностью. Это является его достоинством. Ну, а новшество – это то, что в 2014 году мы посветили этот фестиваль 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира. Мы открывали «Лицедей-2014» пьесой «Ромео и Джульетта», и на закрытии будут присутствовать шекспировские мотивы - персонажи, костюмы и музыка тоже из шекспировских спектаклей ульяновского театра.

Успели ли Вы за год работы в драматическом театре познакомиться с театрами региона, если не брать рамки фестиваля «Лицедей»?

Успел и лично познакомиться и побывать на спектаклях. Мне очень нравится, что у нас возникают какие-то человеческие профессиональные контакты. Правда, я еще не доехал до Димитровграда, о чем искренне сожалею. Мы плотно сотрудничаем с руководителем студии «Enfant terrible» Дмитрием Аксеновым, и я очень рад этому. Он является художником-постановщиком спектакля «Коварство и любовь». Я побывал в театре кукол, увидел пару спектаклей. К сожалению, я еще не добрался до ТЮЗа, но лично познакомился с его руководителем.

В одном из интервью Вы сказали, что «70 процентов зрителей – женщины, и в основном в театр ходят люди старше 30 лет, но мы будем стараться расширять аудиторию». За минувший год как-то эта статистика поменялась?

Относительно женщин это не поменялось и не поменяется, прежде всего, из-за того, что женщины ходят в театр чаще всего. Мы, мужчины, являемся инертной массой, относительно походов театр. Я надеюсь, что это будет меняться. Что касается возраста, то мы сознательно идем на ряд мероприятий, которые, я надеюсь, привлекут новых зрителей. У нас цель не снизить возраст аудитории, а привлечь молодого зрителя. В прошлом сезоне вышел спектакль «Северный ветер», который сделан в рамках гранта Союза театральных деятелей РФ для поддержки спектаклей для детей и юношества. «Северный ветер» нацелен на непростой диалог с молодежной аудиторией. Темы, которые поднимаются в этом спектакле, близки поколению 12-25 лет. После выступления не единожды были встречи актеров и зрителей, для того чтобы артисты могли услышать мнение. Мне нравится, что большая часть аудитории идет на диалог открыто, искренне и с воодушевлением.

Какие новинки ждать от драматического театра в 2014 году?

Впереди нас ждет постановка по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая, я надеюсь, будет интересна всем зрителям. Планируем сделать такой спектакль, который представляет зрелищную историю, чтобы это было не только драматическое и актерское действо, но и внешне привлекательная картинка.  Мы хотим познакомить с творчеством великого земляка горожан разных возрастов, но, прежде всего, молодежь. Стараемся играть сказку «Спящая красавица», которая была сделана для новогодней кампании, не только в рамках таких праздничных мероприятий, но и в рамках сезона. И вообще, в планах театра постепенно нарастить детский репертуар, чтобы иметь хотя бы два точно устойчивых дня в месяц, для привлечения семейного зрителя. Чтобы, например, два воскресенья в месяц были утренние детские спектакли. Потому что важно ребенка познакомить с театром. Как бы вы не воспитывали своих детей, они вырастут похожими на вас, поэтому нужно воспитывать себя. Когда ребенок приходит с родителями, произведение искусства воспринимается иначе, нежели, когда он идет в театр с классом. Создание семейного репертуара, когда мамы с папами не скучают в буфете, а по-своему вовлечены в театральное действо – наша перспектива. Еще хочу сказать о спектакле «Коварство и любовь». Он стал определяющим спектаклем для театра, и это современное прочтение классики, судя по зрительскому интересу, привлекает тех, кто ищет классическое содержание с современными формами.

А какие еще планы у драматического театра на новый сезон?

Мне бы очень хотелось, чтобы следующий сезон позволил ульяновскому зрителю максимально широко взглянуть на репертуар театра, я имею ввиду привлечение самых разных жанров, самых разных режиссеров и определенные творческие эксперименты на малой и большой сценах. О чем я говорю – дело в том, что московский режиссер Алексей Гирба приступает к репетициям спектакля «Калека с острова Инишмаfна» Мартина Макдонаха, который является лидером современной европейской драматургии и современным классиком, которому еще не исполнилось и 50 лет. Ведем переговоры о постановке классического спектакля с ведущим московским хореографом Натальей Шульгановой. Это будет спектакль-посвящение мужчине и женщине. Возможно и сотрудничество с французским мимом и актером Бобом Дантонелем. Сейчас на малой сцене идут репетиции по пьесе Анны Яблонской – современного российского драматурга, которая, к сожалению, погибла во время теракта в Домодедово. Мы стремимся к тому, чтобы театр явился площадкой для самых различных творческих поисков. Это могут быть и молодые режиссеры, и режиссеры с опытом, с какой-то определенной, уточненной временем творческой позицией. Помимо этого, планируем привлекать современных художников.

«Театр рождается через зрителя, старается услышать его дыхание, но целиком подстраиваться под него нельзя, но и не замечать тоже глупо», - сказали Вы в одном из интервью. А что сейчас ждут зрители от театра?

Есть две тенденции. Первая - когда театр позволяет укрыться, спрятаться, на некоторое время отрешиться от тех проблем, которые существуют вне стен театра. А другая тенденция обратная - театр требуется, чтобы помочь зрителю ответить на непростые вопросы, которые у него есть. В движении, в невербальных формах зрители видят то содержание, которое им близко. В театре они ждут помощи относительно каких-то злободневных, актуальных тем. Ну, даже тех же самых отношений с Украиной. В театр пришли предложения – две пьесы, написанные по горячим следам. Мне кажется, что реагировать остро и так быстро сейчас не стоит. В театр приходят за ответами. Мы сами не отвечаем, не являемся пропагандой, не являемся неким идеологическим прессом для человека, мы лишь можем помочь человеку открыть для него самого себя. В этом и есть задача целого ряда постановок, которые будут поднимать не просто вечные темы, а те проблемные зоны, которые существуют в сегодняшнем общества.

Цитируя Вас: «Спустя некоторое время стоит сходить еще раз на спектакль, который взволновал». Был ли у Вас такой опыт и что это за спектакли?

Я очень редко могу позволить себе это. Однажды на фестивале, когда я сел в ложу и начал смотреть спектакль, артист дернулся, увидев меня, и после сцены за кулисами начал говорить: «Что не так? Что не так?», «Я просто зашел полюбоваться», - успокаивал его, а он продолжал: «Не может быть! Что не так было?». На самом деле я просто получал удовольствие от сцены. Еще я очень благодарен за идею фестиваля «Золотая маска» в регионах: за знакомство с творчеством с режиссера Римаса Туминаса и личное знакомство с ним самим. С удовольствием посмотрел здесь его спектакль «Дядя Ваня», а затем мы пересеклись в Москве и я посетил «Пристань». Это очень мощное высказывание режиссера. А через несколько дней я посмотрел «Евгения Онегина». В Москве считается, что «Евгений Онегин» - гениальный спектакль, и это действительно так.  Я никогда не мог подумать, что могу плакать над смертью Ленского. Да, это прекрасный роман Александра Сергеевича, который я несколько раз читал, но настолько остро меня никогда не трогала эта история. В Петербурге на фестивале «Балтийский дом» мне удалось попасть на этот спектакль еще раз. Я смотрел, еще больше восхищался мастерством режиссуры и актерской игрой, для меня роман открылся с новой стороны, мне еще раз захотелось его перечитать. Не только мне, но и моему 13-летнему сыну, который как раз начал читать это произведение. После спектакля сын сказал, что нужно быстрее попасть домой, чтобы с самого начала перечитать  роман. Если современную молодежь так привлекает классика, я считаю, что просто великая цель достигнута.


27 марта - День театра, как вы будете его праздновать?

Радостно, что именно в этот день в Ульяновске состоится выездное заседание Государственной Думы по поводу закона о культуре. Я приглашен не просто в качестве участника, а как выступающий, и это огромная честь для меня. Большая часть дня уйдет на работу в рамках заседания. Очень хочется, чтобы Год Культуры стал серьезным и важным для культуры не только на словах, вывесках, но и на деле. Вечером пройдет закрытие фестиваля «Лицедей»: больше 10 ведущих, красивые костюмы, праздничная атмосфера, а оркестр «Держава» создаст музыкальное сопровождение. Первая часть будет торжественной, а после этого состоится встреча с замечательным артистом Романом Карцевым. Надеемся, что и для зрителя этот вечер станет праздником.  А начну день с очень простого звонка – звонка маме, у которой как раз 27 марта День Рождения.

Какую часть в Вашей жизни занимает театр? Что для Вас театр?

Если судить по времени, которое посвящено театру, внутри рабочего графика, то он занимает огромную часть моей жизни, моих размышлений. Это действительно так. Для меня театр все-таки попытка более-менее уверенно чувствовать себя в этой жизни. И попытка разобраться, прежде всего, в каких-то нравственных понятиях. Он помогает понять, открыть, попытаться найти диалог, найти место своей нужности в этом мире. Константин Райкин говорит: «Самое опасное ощущение, которое я категорически избегаю всю свою жизнь - это когда ты есть, а тебя не надо. И поэтому я никогда не поеду за рубеж, а буду работать здесь, где, я надеюсь, кому-то нужен». Меня периодически посещают мысли о смене профессии. Это удел каждого человека, наверно, а человека искусства в особенности. Порой ты наталкиваешься на очень большие сложности и внутри себя и извне, в самой профессии, внутри коллектива, и вообще самого существования театра в государстве. Я не буду это скрывать. Где-то хочется опустить руки, но театр дает уникальную возможность диалога: диалога со зрителем, со временем, с самим собой. Делая спектакль, вынося его не зрителя, вскрывая артиста, раскрывая его, договариваясь с ним о чем-то, находя эти точки соприкосновения и соединения… Для того самого ощущения «вместе»: вместе с артистом, вместе со зрителем, когда находишь единое дыхание с артистом, а потом этим дыханием заражается зрительный зал в 300, 500, 700 человек. Могу сказать, что театральные люди во многом более несчастливы, чем художники, поэты и писатели, потому что они завязаны на соединении своих усилий с теми людьми, которые с ними рядом. А с другой стороны – более счастливые, потому что они общаются напрямую и получают непосредственный энергетический отклик и отзыв у зрителей.

Блиц:

Классика это: Шопен

Главная роль в кино, которую Вы бы согласились сыграть: Болконский

Как должен выглядеть идеальный день: В соответствии с составленным накануне графиком, где учитывается время для семьи, для работы, для себя и для вселенной.

Что Вы можете сделать сегодня, чтобы изменить чью-то жизнь: Быть честным в своей работе и тогда, это, может быть, кому-то поможет, вне той группы людей, с которой я соприкасаюсь каждый день или внутри нее.

Россия - великая страна: Да

За какие 3 вещи Вы благодарны жизни: За свою семью в большом и малом понимании, за то, что мне подарено какое-то позитивное начало, которое помогает мне пережить сложные ситуации и за возможность работать в театре.