Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Правда о чувствах, мудрости и страсти

Народная газета
17 Декабря 2014
/upload/iblock/b43/b43053060c668c17d3a338e1015bded9.jpg
Разнообразие жанров и форм – вот главное, чем порадовал зрителей II Международный театральный фестиваль «История государства Российского. Отечество и судьбы».

Опера и музыкально-пластический моноспектакль, документальная постановка и экранизация военной прозы, современная история и обращение к классике – каждый мог выбрать наиболее интересное для себя или…просто посмотреть всю фестивальную афишу!

Спасет ли поединок умов?

Пьеса «История одного преступления» была написана по заказу Пензенского драматического театра имени А.В. Луначарского московским драматургом Ольгой Михайловой. История бытового убийства (крестьянка зарубила топором свекра) становится предметом переписки двух влиятельнейших умов начала XX века — Петра Столыпина и Льва Толстого. Это спор о правосудии, о судьбе простого человека в государстве и необходимом переустройстве России. Однако пока неторопливо течет эпистолярный поединок высоких умов, у подзащитной остается все меньше времени и надежды на спасение. Живой нерв спектакля существует на границе между словом и делом, умствованиями философов от литературы и права и бытовой мудростью простой женщины.

Тайна русского характера

Самарский театр «Камерная сцена» показал «Капитанскую дочку» по знакомой всем с детства повести А.С.Пушкина – о России, о непостижимой тайне русского характера, в котором уживаются столько противоположностей: романтизм, мечтательность, стремление в горные выси, широта души – и лень, тяга к хаосу и беспорядку, вечная необъяснимая тоска. А кто-то из зрителей с удовольствием смотрел историю любви – чистой, юношеской, самоотверженной, бескомпромиссной.
И опера, и притча

Марийский театр оперы и балета имени Эрика Сапаева показал «Царскую невесту» — одну из самых известных опер Римского-Корсакова, повествующую о временах Ивана Грозного. На сцене – роскошные сводчатые палаты и не менее роскошные одеяния героев. А главное – правда о чувстве и страсти как высшем испытании для человеческого сердца. Оглушительные аплодисменты звучали на протяжении всех четырех действий спектакля.

Актриса из Тель-Авива Татьяна Хазановская представила свою дебютную режиссерскую работу – моноспектакль по сказкам Власа Дорошевича «Восточный ларец», сочетающий выразительность и пластику восточного танца с историями-притчами. Спектакль существует на границе жанров и даже в отсутствие декораций завораживает доверительной интонацией и тонкой, воздушной атмосферой, воздействующей как старинное арабское заклинание.

«Нам жаль всех»…

Владикавказский русский академический театр имени Евг. Вахтангова представил спектакль по популярной повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

– Я думаю, это лучшее произведение нашей литературы, так сказать, на семейную тему – о кошмаре переживаний ребенка, детство которого попрано насилием, вырастающим из непомерной любви, из несостоятельности взрослых – они правы и неправы все без исключения одновременно, – говорит народный артист России, режиссер-постановщик спектакля Марк Розовский. – Жизнь детей в среде, где нравственные устои размыты, превращается в пытку, и то, что мы называем счастливым детством, оказывается неисполнимой мечтой. Лишенный материнства мальчик – объект неистовой бабушкиной любви – живет на перекрестке понятных, но совершенно истребительных интересов и чувств, да так, что все участники этой простой истории становятся жертвами друг друга. Нам жаль всех, однако прежде будем на стороне маленького ребенка, живущего на положении заложника.

И слезы, и песни

Ну а самый долгожданный и именитый участник фестиваля – театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского показал спектакль по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!», в котором на основе автобиографичных фактов видится судьба поколения «мальчиков», пошедших на кровавую бойню со школьной скамьи.

«Школяр» – очень узнаваемый герой с очень узнаваемыми переживаниями. Стать воином для него непросто, но, как говорится, жизнь заставляет. Да и смерть своей постоянной угрозой превращает мальчишку в настоящего бойца. Ей же надо противостоять!

«Булат много раз говорил, что война не может именоваться Великой, – говорил Розовский. – Великий народ – да. Великая победа – да. Но не война. «Ах, война, что ты сделала, подлая?!» – восклицал поэт. Подлая не может быть Великой! «Мы за ценой не постоим!» – страшная по своему болевому откровению строчка, за которой видится тридцатимиллионная жертва народа. Отсюда наши горечь и слезы на этом празднике.
Ульяновские зрители плакали на этом спектакле. Ведь автор, режиссер, актеры утверждают жизнь как самую главную человеческую ценность – даже на фронте, даже на войне.

Ну а вне конкурса публика приобщилась к «Песням нашей коммуналки». В исполнении актеров театра со сцены звучали четыре десятка шлягеров 30-х – 60-х годов – веселых, грустных, увлекающих и напоминающих. «Наши родители принесли эти песни за столы праздников и поминок с фронта, из лагерей, с тяжелых пластмассовых пластинок, из скверов городской окраины, чтоб исполнить перед любимыми и ненавидимыми соседями, – говорят актеры. – Все как всегда в России – до слез, до выворачивания души наизнанку…».

А зрители присоединились к артистам. Потому что «это наши песни. Песни нашего поколения, песни нашей молодости. И совсем неважно, какой она была, потому что она была замечательной!».

Второй фестиваль «Отечество и судьбы» стал историей. Но фестивальная история продолжается.

Ольга САВЕЛЬЕВА