Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Воскрешение духа

Народная газета
05 Мая 2016

«Сегодня, я считаю, нет ничего важнее, чем разговор о строительстве человека. Мы должны пробиваться к человеку, все-таки говорить о том, что человек должен себя улучшать, он должен быть лучше».
Так говорит о миссии современного театра один из самых талантливых и именитых российских режиссеров Валерий Фокин. Он приехал в Ульяновск на открытие гастролей Санкт-Петербургского Александринского театра, где является художественным руководителем.

«У него столько регалий, что он сам стал украшением этих регалий», - сказала о Фокине директор Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова Наталья Никонорова. Перечислим лишь некоторые. Лауреат четырех Государственных премий России, обладатель орденов «За заслуги перед Отечеством» I, III и IV степеней, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» - «За возрождение Александринского театра», лауреат премий имени Вс. Мейерхольда и имени К.С. Станиславского...
На пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, врио губернатора Сергей Морозов выразил слова признательности и восхищения таланту Валерия Фокина и его театру, отметил, что гастроли Александринского театра, который носит статус национального достояния, для нашего города - огромное событие и огромная честь. Напомним, что проходят они благодаря проекту федерального центра поддержки гастрольной деятельности «Большие гастроли-2016», который охватывает 45 городов России, где зрители увидят 240 спектаклей ведущих театров Москвы и Питера.
- Гастроли для нас - это возможность проходить экзамен, - сказал Валерий Фокин. - И неважно, где мы его «сдаем» - в Париже, Милане или Ульяновске. Наша профессиональная задача - не только держать марку театра, но и найти другое качество наших спектаклей, которое возможно только здесь, только перед этой публикой. И это всегда вызов. В Ульяновске абсолютно театральная публика. Та, что читает не только сюжет, но и всю метафористику, весь объем спектакля. Здесь зрители, которые понимают театр и расположены к диалогу. Это важно и очень хорошо. Ведь театр - главный духовный инструмент всей нашей идеологии.
Посетовал режиссер и на финансовые неполадки: «Только культура стала выходить на первые места, а тут экономический кризис откатил все назад. Театр может жить и в аскетизме, но «Чем беднее, тем лучше» для искусства неправильно. Ведь театр - это общество особых людей, одаренных, талантливых, эмоциональных. Поэтому их надо любить и понимать всю степень их «заболевания», их амбиции, иногда оправданные, иногда ложные.
Валерий Фокин поставил в разных театрах 85 спектаклей! Большинство - классика. И много Гоголя. «Я с классикой стремлюсь взаимодействовать, - говорит Фокин. - Да, ее нужно интерпретировать, исходя из реалий сегодняшнего времени. Но главное - сохранить, не изгнать дух классики. А если для режиссера классический текст - лишь способ для самовыражения, то это уничтожение духа».
Открыл гастроли Александринки спектакль - лауреат «Золотой маски» в номинациях «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая работа художника». Сценическая жизнь комедии Гоголя «Женитьба» началась именно на Александринской сцене 170 лет назад. И с этого времени наряду с «Ревизором» она традиционно украшала афишу Александринки. Интерпретации гоголевских пьес всегда определяли творческий строй труппы театра, становились программными. Однако спектакль «Женитьба» Валерия Фокина, премьера которого состоялась в январе 2008 года, - абсолютно новое явление Гоголя на современной сцене. Он совершенно не похож на традиционную классику, он забавляет, притягивает и удивляет.
Так эту пьесу не ставили ни разу - никогда герои не катались по сцене на... коньках. Фокин создает на знакомом сюжете со знакомыми персонажами абсолютно абсурдный, почти балаганный мир. При этом еще глубже и острее обнажаются человеческие конфликты, пороки и глупости, неустойчивость и гротескность мира. Кружение на коньках придает спектаклю удивительную динамику, приводит в движение чувства, эмоции. К тому же все это очень смешно. И мы смеемся, кажется, не над героями, жившими 170 лет назад...
- Чем хорош театр? - спросил Фокин. - Здесь всегда все можно начать заново. Это я называю чувством дебюта. С каждым спектаклем ты вновь и вновь воскресаешь. Рождаешься заново...

Татьяна ФОМИНА

http://ng73.ru/news/news-24565