Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Сошла с орбиты

Симбирский курьер
02 Сентября 2016
/upload/iblock/361/3613e97868c5c80a2cb9b7ca00b7c44b.JPG
Самые красивые истории любви - те, у которых не было счастливого финала. Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда - кто знает, надолго ли смогли бы задержаться в памяти человечества эти имена, если бы волею поэтов у них сложилось все благополучно. Премьера Ульяновского драмтеатра "Безымянная звезда" - еще одна повесть из числа тех, печальнее которых нет на свете.

Дело происходит в неком провинциальном городе. Впрочем, главный герой спектакля астроном Марин Миррою считает, что вся наша планета провинциальна. В этом городе есть все - городская управа, суд, тюрьма, гимназия. Самое популярное место в нем - вокзал, мимо которого каждый вечер пролетает дизель-электропоезд "Бухарест - Синая". В городке он не останавливается, но жители сбегаются посмотреть на него, как на диковинку из другого мира. Ночью он едет обратно, и однажды его останавливают. Из вагона высаживают безбилетного пассажира - прекрасную девушку. И надо же на вокзале оказаться самому чудаковатому типу - учителю астрономии Миррою. Эта роль досталась Владимиру Кустарникову, и сейчас это уже не тот человек, который 20 с лишним лет назад играл Ромео. Конечно, он существует на сцене не только в амплуа блестящего комика, за что его так обожают театралы. Совсем иного плана роль отца Луизы в драме "Коварство и любовь", которую Кустарников исполнил очень убедительно. Но представить его в роли романтического героя... Впрочем, он и не пытается таковым быть. В его трактовке Миррою - неприветливый, замкнутый человек, от которого так и веет холодом. Даже появление прекрасной незнакомки не трогает его. Ни о каком волнении, ни о каких чувствах речь не идет, пока...

Странно, что у этого Миррою вообще есть друг - такой же чудак, только не астроном, а музыкант. Удря в исполнении Михаила Петрова - очень трогательный, наивный и чистый человечек, в противоположность Миррою открытый для всех. Эта пара очень гармонично дополняет друг друга - вероятно, вместе они и смогли приспособиться к жизни в городе, который следит за каждым действием, каждым движением любого жителя. Миррою для города - что-то вроде раздражающей красной тряпки, ведь он не живет, как все - не выпьет рюмки водки, не перекинется в картишки, а вечно торчит дома со своими книгами. Его последнее приобретение - книга, купленная за немыслимые деньги, - и вовсе толкает людей на немыслимые поступки. Мадемуазель Куку, само воплощение безупречного поведения и целомудрия, является к нему домой ночью, чтобы выяснить - что это за книга.

И вот с таким человеком судьба свела Мону - девушку, прожигающую жизнь с богачом-картежником Григом. Мона (Юлии Ильиной) в своем развитии ушла не дальше учениц Миррою - местных гимназисток, которые наобум отвечают, что Юпитер - это спутник Луны. Но что-то такое между этими двумя происходит, какое-то чудо, какая-то вспышка, которая все вокруг меняет. Унылая халупа Миррою становится для Моны самым уютным домом на свете, а его книги ее просто завораживают. Неприветливый дикарь Миррою будто сбрасывает с плеч лет десяток и превращается в окрыленного любовью юношу. Но вот только кому, как не ему, лучше знать, что звезды никогда не сходят со своей орбиты...

Здесь появляется еще один любопытный персонаж. Циничный прожигатель жизни Григ, каким его представляет Марк Щербаков, не так прост. Если верить ему, то слова "счастье, любовь" - не из его лексикона, эти чувства якобы не применимы к ним - Моне и Григу. Но в нем просыпаются настоящие ярость и гнев, когда он понимает, что Мона не просто в очередной раз убежала от него, но он действительно может ее потерять. За этим контрастом, несоответствием слов и дел (Щербаков разве что не разносит дом на части), невольной демонстрацией истинных чувств наблюдать очень интересно.

Этот человек и расставляет все точки над "и". "Мы все иногда хотим изменить свою жизнь", - философски замечает Григ. Не заверения в любви, а именно обезоруживающий цинизм словно отрезвляет очарованную Мону и пробуждает ее ото сна. Пожалуй, эта история особенно печальна потому, что никто и ничто не мешает влюбленным быть вместе. Но Марин и Мона сами понимают - они из разных миров. То, что их орбиты пересеклись на мгновение - лишь прекрасная ошибка.

За чудесную атмосферу, созданную на сцене, хочется поблагодарить и других артистов - Сергея Чиненова в образе господина Исмаса, простодушно-хитроватого начальника вокзала, Фариду Каримову в роли всеведущей мадемуазель Куку, Алексея Гущина, который представил слугу Якима кем-то вроде кэрролловского Шляпника, а также художнику Владимиру Медведю. Поклон композитору Григорию Гобернику - он, можно сказать, сочинил ту самую симфонию, о которой так страстно рассказывает Удря (Петров): гротескную, с угловатыми мелодиями и ритмами, с какой-то отчаянной безудержностью. Одновременно этот фрагмент стал музыкальным портретом спектакля, который создал режиссер из Санкт-Петербурга Анатолий Морозов.

Анна Школьная.

http://simkr.ru/News/2819