Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

ИРИНА ЯНКО: "Я ОБЛАСКАНА ТЕАТРОМ..."

Ульяновск сегодня
22 Июня 2018
24 июня в Ульяновском областном драматическом театре имени И.А. Гончарова — бенефис заслуженной артистки России Ирины Янко, который закроет 232-й сезон.
Свой юбилей, как и полагается театральной актрисе, она отметит на сцене. Специально к ее бенефису режиссером Владимиром Золотарем из Санкт-Петербурга был поставлен спектакль «Бесприданница» по пьесе Александра Островского. Ирина Леонидовна исполняет роль Хариты Игнатьевны Огудаловой, матери главной героини Ларисы.

Для театра это необычная постановка, премьера которой состоялась в марте. Действие режиссер перенес в наше время, обострив ситуацию и сделав более объемными характеры персонажей. Спектакль уже выдвинут на соискание Национальной театральной премии «Золотая маска».

Преданность Мельпомене
Накануне бенефиса одна из самых признанных актрис ульяновской сцены — Ирина Леонидовна Янко — рассказала о себе журналистам.

В этом театре она служит тридцать восемь лет! Ни разу ему не изменила. Сыграла здесь более 200 ролей. Первыми были главные молодые героини в спектаклях по И. Шиллеру «Коварство и любовь» и по У Шекспиру «Ромео и Джульетта». А в «РВ.С.» по А. Гайдару и «Сыне полка» по В. Катаеву она легко воплощалась в образы мальчишек. Вершинами ее актерского искусства стали работы в спектаклях ульяновского режиссера Юрия Копылова: шекспировских «Ричард II», «Мера за меру», «Двенадцатая ночь»; в «Шлюк и Яу» по Гауптману, «Монархи» по А. Толстому.

Ирине Янко довелось играть в спектакле «Игры с привидением» по пьесе Славомира Мрожека, который обрел европейскую известность. В конце 80-х годов он был показан на Международном театральном фестивале, посвященном драматургии Мрожека в Польше, в краковском Старом театре. Постановка ульяновцев получила восторженную оценку зрителей, прессы и даже самого Славомира Мрожека. Драматург отдал этому спектаклю Гран-при фестиваля своего имени.

В 1997 году за роль Изабеллы в спектакле «Мера за меру» актриса была награждена призом Союза театральных деятелей России «Лучший исполнитель главной женской роли сезона».

Актриса и поныне продолжает преданно служить любимому театру. Она занята в новейших постановках «Безымянная звезда» по пьесе М. Себастьяна, «Селестина» по пьесе Н. Коляды, «Бесприданница» по пьесе А. Островского.

Она считает себя обласканной театром: «Мне много давали ролей, я много играла и играю сейчас».

При большой загруженности в театре актриса успевала заниматься общественной деятельностью. Свидетельством уважения коллег является то, что Ирина Леонидовна более двадцати лет возглавляет профсоюзный комитет театра. Несколько лет она состояла в правлении Ульяновского регионального отделения СТД РФ и помогала продвигать важные инициативы в сфере театрального искусства, поддерживать начинающих актеров и ветеранов сцены.

Высокого звания «Заслуженный артист Российской Федерации» Янко была удостоена в 1998 году, а в 2011 году ей вручили почетный знак Ульяновской области «За веру и добродетель».

Стать актрисой не мечтала
Ирина Янко родом из Воронежа. Но по невероятному стечению обстоятельств на подмостки Ульяновского драматического театра она вышла еще девочкой, когда приехала в наш город с бабушкой навестить старшего брата Михаила Янко. Он тогда работал здесь. К слову сказать, Михаил Леонидович Янко — замечательный актер. Он народный артист России, лауреат многих театральных премий, одно время работал во МХАТе с Татьяной Дорониной.

Но вернемся к первому выходу Ирины Леонидовны на ульяновскую сцену. Вот что она сама вспоминает:

— Я была еще семиклассницей, и мы с нашей бабушкой пришли к Мише в театр. Тут была премьера, показывали «капустник», потом все куда-то ушли, вероятно, на банкет. А я, романтически настроенная девочка, бродила по театру, случайно забрела на сцену, где были красивые декорации к спектаклю, подошла к рампе и прочитала какое-то стихотворение. Но мне даже и во сне не могло присниться, что на этой сцене я потом буду играть большие роли…

Об актерской профессии она тогда действительно не думала. Хотела стать врачом. В артистки, как выражается Ирина Леонидовна, ее «занесло» случайно:

— За три месяца до поступления в Воронежский институт искусств я в ДК железнодорожников увидела объявление о наборе в драмкружок и пошла заниматься. Наш педагог убедила меня, что это мое дело. И я поверила! А в школе, когда мне говорили об этом же, не верила. Был эпизод с моей замечательной учительницей литературы, которая привила любовь к своему предмету. Я любила читать и декламировать. В пятом классе проходили «Бородино» Лермонтова. Когда меня вызвали к доске, произошло чудо. Я не видела класса, а видела поле боя, всю картинку. И когда закончила, услышала аплодисменты одноклассников. Учительница поставила мне пять с плюсом и сказала, что, возможно, это будет моей профессией. Потом еще случалось нечто подобное. Но значения этому я не придавала, хотя все время ходила вокруг актерской профессии. Мой папа был очень артистичный человек, в нашем доме всегда пели песни. Миша, мой брат, поехал поступать в ГИТИС в Москву и поступил, чем я очень гордилась.

Ирина плюс Сергей
В Ульяновск после окончания Воронежского института искусств молодая актерская пара Ирина Янко и Сергей Кондратенко приехали в 1980 году.

Ей, очаровательной, худенькой, пластичной, с длинными пышными волосами, буквально сходу, через два дня после появления в городе, дали роль Луизы в спектакле «Коварство и любовь». Был срочный ввод, и актриса освоила все за три дня. Такая вот у нее феноменальная память! Это была и проверка на профессионализм, с которой она справилась.

—    Я, конечно, была в полуобморочном состоянии, — вспоминает Ирина Леонидовна, — но смогла преодолеть волнение. Спектакль этот был замечательным!

На эту пару — Ирина Янко и Сергей Кондратенко — специально ставились спектакли. Например, «История одной любви» по К. Симонову, «Девочка и апрель» по Т. Ян. Легендарный режиссер ульяновского драматического Юрий Копылов с удовольствием включал их в свои постановки. Они играли во всех его знаковых спектаклях.

Быть на сцене вместе с Сергеем было для Ирины радостью. Она очень тепло говорит о нем:

—    Это был человек абсолютно талантливый. Кроме актерского дара, у него был еще и поэтический, и писательский. Он много писал музыки, в том числе для театра, и — совершенно бескорыстно. Не зная ни одной ноты, прекрасно играл на гитаре, сочинял песни. Мог своими руками сделать мебель. Готовил великолепно.

К сожалению, в 2015 году Сергея Анатольевича Кондратенко не стало. Последний спектакль, в котором они вместе выходили на сцену, — «Пока она умирала», был снят из репертуара театра после его ухода из жизни.

«Играй, что дают…»
Театр для Ирины Янко — ее предназначение, любовь, боль, жизнь. Готова принять от него все.

—    Я никогда ни о чем не мечтала, — признается она.

—    Нас в институте правильно настроили: мечты мечтами, а играть придется все, что дают, и на что ты способна. Если ты способна сыграть королеву — жену Ричарда II, — значит, сыграешь. Получилось так, что на мою актерскую долю выпали все роли, о которых мечтают молодые артистки. Так сошлись звезды, такое везение.

И даже на «тиранию» режиссеров она смотрит мудро. Говорит:

—    У Юрия Семеновича Копылова была жесткая режиссура, но иногда и артист режиссера может довести до того, что у него кончаются аргументы и остается только крик. Нередко этим криком режиссер выводит актера на нужное эмоциональное состояние, чтобы получить результат. Но мне было очень интересно с Юрием Семеновичем. Он — огромный пласт в создании, строительстве нашего театра, его репертуара, подбора артистов. Поэтому ему приходилось быть жестким. Да я иной раз и сама хочу взять палку в руки и дать кому-нибудь по голове, если человек не понимает или не хочет понимать, но не могу — воспитание не позволяет.

Спустя многие годы Янко продолжает любить свое дело и свой театр:
—    У нас такие замечательные артисты, замечательный театр драмы! Он — один из немногих в России, который продолжает держать марку русского психологического театра.

О своей роли Хариты Игнатьевны Огудаловой рассказывает:

— От меня в этой тетке ничего нет Может быть, в финале, когда Ларису забирает Паратов, я играю некое чувство раскаяния перед дочерью, какое-то предчувствие потери ее навсегда. Вообще, когда я работала над этой ролью, с режиссером Владимиром Александровичем Золотарем у нас произошла химическая реакция. Да и у всех занятых в этом спектакле произошло то же самое. В этом материале, в конструкции, которую сделал режиссер, — все любимое, спектакль получился хороший. Пьеса осовременена, но текст Островского, его идея с любовью, ненавистью, страстью, лицемерием — все осталось.

«Ролями измеряя жизнь»
Не только театр отмечает юбилей артистки. Сотрудники музея «Дом-ателье архитектора Ф.О. Лив-чака» посвятили Ирине Янко недавно открывшуюся выставку «Ролями измеряя жизнь». На ней представлены свидетельства ее творческого пути: фотографии из спектаклей «Девочка и апрель», «РВ.С.», «Мораль пани Дульской» и других. Проявлением зрительской любви являются записки от ульяновских любителей театрального искусства, ее горячих поклонников. Здесь же -пожелания и поздравления от режиссеров Ульяновского театра драмы, адресованные актрисе в разное время. Дополняют экспозицию сценические костюмы актрисы к спектаклям «Ромео и Джульетта», «Игры с привидением», «Хозяйка гостиницы», «Женитьба» и другим.

На открытии выставки прозвучали музыкальные композиции, написанные Сергеем Кондратенко к спектаклю «Пеппи Длин-ныйчулок» по А. Линдгрен.

Выставка будет работать по 20 октября.

Ирина Морозова