Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Кларина Шадько: «За всё тебя благодарю, мой город…»

Ульяновск сегодня
07 Сентября 2018
/upload/iblock/64a/64a1f6ccf7037e866cc7fc38633ad993.jpg
Накануне 370-летия основания Симбирска-Ульяновска наш корреспондент встретилась с Клариной Ивановной Шадько - актрисой, любимой многими поколениями театралов нашего города.

Народная артистка России, лауреат Государственной премии России, Национальной премии «Золотая маска», премии имени Н.Х. Рыбакова, Почетный гражданин Ульяновска, она большую часть своей жизни прожила здесь, любит свой город и готова бесконечно признаваться ему в любви:

любви: - С 1958 года, что я в Ульяновске, и по сей день, у меня к нему не просто любовь, а что-то вроде религии, - утверждает Кларина Ивановна. - С самого начала у нас было взаимное приятие. Возникла потребность друг в друге. Город открыл мне возможность воплотить в жизнь свои детские молитвы о театре. Родители у меня были простые, но очень творческие люди из-под Саратова, они любили петь, перепели, кажется, все оперы, которые звучали по радио. Семья наша была многодетной, и жили мы в Жигулевске. Я мечтала стать актрисой и, оканчивая школу, увидела объявление, что Ульяновское культпросветучилище делает набор на театральное отделение. И это так меня всколыхнуло! Ехать в Москву при нашей бедноте было невозможно, а Ульяновск - это рядышком. И на палубе пароходика, окруженная запахами дегтя, рыбы, арбузов, обозревая живописные берега, я приплыла на ульяновскую пристань. Незнакомый город принял меня с распахнутыми объятьями. Я сразу поступила в училище. Попала на курс к тогдашнему главному режиссеру Ульяновского драматического театра Борису Михайловичу Ратову, который с первого курса взял меня за руку и привел на сцену театра, где я стала играть роли. Учились мы в «бегемотике» - так называли старинное здание, что напротив театра, а общежитие было в «теремке». Я до сих пор молюсь на эти домики. Конечно же, сразу влюбилась в Венец. Сколько ролей там выучила! Сколько, как язычница, я молилась там Земле, Небу, Солнцу, Волге, Деревьям! Особенно обожаю безлюдный Венец. Вообще, люблю делить с городом свое одиночество, он меня понимает. Может, это звучит странно, но для меня Ульяновск - живой организм. Все эти его улочки, старинные дома, мосты… Идешь по городу, и поет душа! Всегда с радостью возвращалась на эту землю после поездок и гастролей. Здесь аура особенная, какая-то намоленность есть, как в святых местах!

- Кларина Ивановна, город - это люди. Вы уже упоминали Ратова, а кто еще сыграл значимую роль в Вашей жизни в Ульяновске?

- Мои коллеги-актеры, режиссеры, наша публика. А сколько мне дали труженики села! Как восторженно они, дочерна загорелые на полевых работах, встречали нас, артистов, когда мы приезжали к ним и выступали под открытым небом. Люблю наших горожан, особенно когда вижу, как в новогоднюю или Рожественскую ночь, или на День Победы они собираются на главной площади. Ульяновцы - уникальные, им нравится быть вместе, испытывать чувство единения. И публика в театре удивительная! Как она принимает спектакли и живет с нами, актерами, на едином дыхании! Ну а если вернуться в прежние времена, то я очень благодарна своему педагогу в ГИТИСе Николаю Викторовичу Пажитнову. Неизгладимый след в моей актерской судьбе оставила режиссер Вера Андреевна Ефремова. Слава Богу, она до сих пор жива и служит в драмтеатре в Твери. Нельзя не вспомнить режиссера Модеста Модестовича Абрамова. А у Юрия Георгиевича Галина я сыграла Вассу Железнову и Мамашу Кураж - знаковые для меня роли. И, конечно, огромная роль в моей судьбе актрисы принадлежит Юрию Семеновичу Копылову. При нем я стала народной артисткой России, лауреатом Государственной премии, сыграв Татьяну Марковну Бережкову - Бабушку в спектакле «Обрыв».

- Кстати, об «Обрыве». Хотела спросить Вас об авторе этого романа, нашем великом земляке Иване Гончарове. Слышала, что, работая над ролью Бабушки, Вы открыли для себя этого писателя.

- У меня была замечательная учительница литературы, но почему-то Гончаров в школе прошел мимо меня. Когда я получила роль Татьяны Марковны и стала читать роман «Обрыв», то поняла, что это моя настольная книга. Там во всем Симбирск: в песне соловья, в запахе травы, разморенной на солнце, а потом вымоченной дождем, в лае собак, в криках петухов… Потрясающие описания взаимоотношений персонажей, их страстей, борьбы, любви, духовной силы. Гончаров так талантливо все это передает, что возникает поразительное ощущение чувства Родины. Вот открой я сейчас любую страницу романа, и буду читать ее, как впервые в жизни, потому что Гончаров - бездонный писатель…

- Вы посвятили себя одному-единственному театру - Ульяновскому драматическому. Не было ли соблазна уехать в другой город, попробовать себя в другом театре, тем более что были заманчивые предложения?

Когда наш театр собирался на гастроли в Ивано-Франковск, я получила приглашение от Василия Шукшина на съемки фильма «Ваш сын и брат». Подбежала к нашему режиссеру Алексею Алексеевичу Образцову с просьбой отпустить меня, но он сказал: «Ты будешь самым последним предателем, если уедешь среди сезона!». С тех пор для меня это стало аксиомой. Потом были приглашения в театры Москвы, Ленинграда, Киева, Таллина, Оренбурга, других городов, но я не могла пойти на предательство. И Ульяновский театр в благодарность за преданность подарил мне все! Это чудные роли, радость творчества, гастроли в театры обеих столиц нашей страны и в театры многих стран Европы, чего я могла бы не иметь в других городах. У меня с моим театром - взаимная любовь, и я ни о чем не жалею!

- Вы сыграли более 200 ролей. Из чего вырастают образы, которые Вы воплотили на сцене?

- Многое от мамы. Положительные, отрицательные, простые, интеллектуальные персонажи - все давала она. Я черпала материал из воспоминаний, из своей или чьей-то судьбы, из музыки и живописи, из дождя и солнца, из голода и радости, из запаха костра, на котором печется картошка, из детских цыпок на ногах, потому что бегала босой, из изысканных блюд в ресторане... Мне было дано и понимание, что даже в потерях бывает обретение. И это может приносить радость! Сейчас мы такую радость испытываем с молодым актером Сашей Курзиным, играя в спектакле «Оскар и Розовая дама». Казалось бы, там мальчик по имени Оскар уходит из жизни, ему осталось несколько дней. Но рядом с ним женщина, которая помогает ему прийти к Вере, помогает понять, что в каждом дне есть Свет. И вот за этот Свет заплаканные зрители после спектакля благодарят нас.

- Есть ли любимые роли? Или они все любимы, как дети?..

- Все любимы! Как в семье: ни один умный родитель не скажет, кто из детей ему дороже. Это делается во имя того, чтобы никого не ранить. Я очень люблю животных, у меня живут кошки: не дай Бог погладить только одного котенка, остальные сразу обижаются. Но ведь и роли - живые. Некоторые актеры, бывает, возмущаются: «Какая маленькая роль мне досталась!», они хотят играть только главные. Я никогда такого не говорю, потому что если ты предашь маленькую роль, тебя предаст большая.

- Кларина Ивановна, Вы преподаете в УлГУ, готовите будущих актеров. Новое поколение, оно - другое?

- Отличие - в молодости. Нас разделяет только время. Я испытываю такое счастье на вступительных экзаменах, когда открываю талантливых ребят. Их много, но они немного по-другому смотрят на то, что происходит вокруг, у них свои кумиры, свои взаимоотношения. Да, сейчас большое значение имеет материальная состоятельность. Но потом дети начинают осознавать, что есть и другой пласт жизни - духовность. Открытие это для них - великое чудо!

- Актерская профессия непростая, очень зависимая. Ее есть за что любить?

- Мне послано свыше любить мою профессию. А когда любишь, не замечаешь недостатков. Конечно, трудно быть актрисой, и всякое бывало: и нервы, и потеря здоровья, и унижения, и отношения могут не сложиться... Но мне помогает моя Вера. Ты сбрасываешь с себя все плохое и строишь по кирпичику хорошее. Иногда бывает достаточно исповедаться в храме.

- Кларина Ивановна, в Вас столько любви и энергии, что мне, кажется, я говорю с молодой женщиной. Хотя через год Вы должны будете отметить немаленькой юбилей. В чем секрет Вашей молодости и творческого долголетия?

- Все Ваши вопросы я привела бы в театр. Силы дает профессия, которую я просила у Всевышнего, и Он мне ее дал. Без театра уже не жила бы, ведь в моей жизни столько было трудностей и преодолений. Убеждена: хочешь быть счастливым, будь им! Стучи, и тебе откроется! Ищи, и будет дано! Это все не я сказала, а Библия.