Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Вы верите в безумие любви? Как начался театральный сезон в Ульяновске

Народная газета
13 Октября 2019
Первой премьерой нового сезона на основной сцене в Ульяновском драматическом театре имени И.А. Гончарова стал спектакль по пьесе американского драматурга Дона Нигро «Страсти по Маддалене». Он «вырос» из режиссерской лаборатории Олега Лоевского. Эскиз решили «превратить» в полноценную постановку. Накануне премьеры мы поговорили с исполнителями главных ролей и режиссером спектакля Евгением Ланцовым, художественным руководителем Кировского драматического театра имени С.М. Кирова.

Загадка для режиссёра

- В эти дни Дону Нигро исполнилось 70 лет, - говорит Евгений Юрьевич. - В России ни разу не бывал, но, говорят, мечтает к нам приехать. Написал более 500 пьес, и во всех любой человек, мало-мальски знакомый с драматургией, улавливает чеховские мотивы. Драматург помешан на русской литературе. У него много пьес на российские темы, в том числе о Пушкине, Лермонтове, Мандельштаме.

- Почему взялись именно за эту пьесу?

- Она мне сразу понравилась. Знаете, наше дело - вторичное. Мы идем вслед за драматургом и вслед за теми постановками, которые уже были. Например, ставя «Чайку», мы волей-неволей понимаем: уже было 857 «Чаек». И мы из них штук пять изучим, поймем, как надо и не надо ставить, кое-что позаимствуем. А тут история такая - пьеса нигде не ставилась. Это будет первая постановка в России. С одной стороны, это почетно, а с другой - нет опыта ее постановки, потому волнительно. Смею думать, что мы работали с удовольствием. И если публика наш спектакль оценит, значит, все было не бессмысленно. Ведь что бы мы ни говорили, как бы ни ставили себя в центр Вселенной, мы живем, работаем, страдаем, не спим, дышим для зрителей.

- «Страсти по Маддалене» - это одна из интерпретаций древнегреческого мифа о Медее?

- Скажем, американская версия мифа о Медее. Помните? Героиня попадает в чужую страну, где живет ее муж, там другие нравы, другое мировоззрение, другие ценности. А она остается сама собой, позволяет себе роскошь не встраиваться в чужую систему. Хорошо это или плохо - другой разговор. Но она - такая. Борется за мужа до последнего. В конце концов, даже дети идут в топку - простите, дворовый сленг. Для меня это загадка. Ведь этот миф разошелся на много-много сюжетов. А поскольку его смотрят в разных интерпретациях, значит, сюжет о женщине, готовой ради любви буквально на все, даже на самое страшное, находит отклик в душах женщин и мужчин. Конечно, этот миф - метафора, гипербола. Но на бытовом уровне мы тоже часто говорим что-то типа: да, продам за бесценок квартиру, лишь бы она мужу не досталась. То есть бросаем в топку наши интересы и ценности, лишь бы ему или ей было хуже. В американской пьесе история происходит в 30-х годах прошлого века, она не в чистом виде миф о Медее, она заканчивается иначе… Такая трагедия по-американски о земной женщине.

Ведьма или земная женщина?

Откроем зрителям некоторые секреты. Актеры Зоя Самсонова, Сергей Чиненов, Ольга Новицкая, Андрей Бориславский, Дарья Фарафонтова играют в спектакле по две совершенно разные роли! И вообще это не только душераздирающая мелодрама, но еще и детектив. Шериф ведет следствие. Актер Виктор Чукин вместе со своим героем мучительно пытается понять логику действий чужестранки: почему она все это делает? Он не верит очевидному и верит в неочевидное. Пытаясь разобраться в том, что творится в душе Маддалены, он заглядывает и в собственную душу. Шерифу, стоящему вроде бы в стороне от этой истории, пожалуй, труднее других. Остальные уже совершили свои немыслимые поступки. А ему нужно принять решение…

Маддалена - актриса Оксана Романова - на протяжении всей истории привораживает эмоции и мысли зрителя. Не берусь говорить за мужчин, но женщин ее героиня удивляет и восхищает. Хочется понять: как она справляется с безумием любви? Кто она - ведьма или обыкновенная женщина, испытавшая чувство необыкновенной силы? И кто достоин судить ее поступки?

«Я оправдываю свою героиню, - говорит Оксана. - Кажется, ей помогают потусторонние силы»...

Виталий Пичик - новый актер ульяновской труппы - уверяет: «Метания между двумя женщинами - зерно персонажа, моего героя Ясона. Любовный треугольник - вечная тема. В результате он остается тенью самого себя и теряет все. Он - засохшее дерево. Все как в нашей жизни».

«Ревизор» приедет в Пензу

Но не только страстями Маддалены живет ульяновская драма. Накануне премьеры наш театр вернулся из Самары с IV Межрегионального фестиваля «Волга театральная». Рискнули показать спектакль «Ревизор» в постановке Олега Липовецкого.

В конкурсной программе было представлено 14 спектаклей из 10 городов: Самары, Уфы, Арзамаса, Нижнего Новгорода, Перми, Ульяновска, Набережных Челнов, Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевска. Работы конкурсантов оценивало жюри, в которое вошли известные московские театральные деятели.

Жюри вручило 19 наград в разных номинациях. Приз «Лучшая сценография» присудили художнику-постановщику «Ревизора» Якову Каждану: театральные леса как воплощение вечного строительства светлого будущего в России являются смысловым зерном спектакля.

В конце октября «Ревизор» отправится на III Международный фестиваль «МаскерадЪ» в Пензу. Организаторы отобрали спектакли, которые на разных сценах ставил или в которых играл их великий земляк Всеволод Мейерхольд.

А потом Ульяновский драматический театр со спектаклем «Ножницы» поедет в Израиль на «Театральный дивертисмент». Затем в Москве со спектаклем «Горе от ума». будет участвовать в проекте Союза театральных деятелей России «Театральная классика», а в столичном в Доме актера в проекте «Театральная провинция» покажет спектакль «Малу».

Такая вот яркая и насыщенная театральная жизнь.

Анна ГРИГОРЬЕВА