Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Театралы в предвкушении! Чем удивят артисты ульяновских зрителей

Народная газета
28 Августа 2019
Ульяновские артисты только-только вышли из отпусков, а жизнь в театрах кипит ключом: это и подготовка к новому сезону, и репетиции новых спектаклей, и летние гастроли.

В Дрезден - с братьями Гримм

В Ульяновском ТЮЗе («Nebolshoy театр») начнется 18-й театральный сезон. Он откроется 14 сентября спектаклем «Женитьба Бальзаминова» по мотивам трилогии Александра Островского. В сентябре на сцене ТЮЗа в рамках федеральной программы «Большие гастроли для детей и молодежи» пройдут спектакли Хабаровского театра юного зрителя и Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра.

А сам Nebolshoy с 17 по 20 августа гастролировал в Германии и Чехии. ТЮЗ представил зрителям Дрездена и Праги спектакль «Мама, папа, братья ГРИММ». Постановка режиссера Марины Корневой является обладателем наград I Международного театрального фестиваля спектаклей для всей семьи «Вместе», III Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Сказочное королевство». Спектакль создан по мотивам легендарных сказок Якова и Вильгельма Гримм.

Театралам Дрездена наш Nebolshoy уже знаком. Нынешний приезд в Германию - продолжение сотрудничества Дрездена и Ульяновска, которое началось с успешных гастролей ТЮЗа в октябре 2018 года в рамках проекта «Хармс. Кандинский. Русские корни - немецкий след». На сей раз зрители с большим интересом смотрели спектакль, поставленный по сказкам знаменитых немецких писателей.

Тримф Оскара и Дамы

Спектакль Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова «Оскар и Розовая дама» Э.-Э.Шмитта вернулся с фестиваля из Болгарии. Вернулся с триумфом! Спектакль удостоен трех главных премий I Международного фестиваля-конкурса «ТЕАТР-ФЕСТ»

Эта постановка нашего театра уже стала настоящим театральным бестселлером. Самый гастролирующий спектакль побывал в Чехии и Дании, был показан на фестивале в Луганске, имел успех на сцене Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной в Москве. «Оскар» всегда с аншлагом идет на Малой сцене ульяновской драмы.

Но впервые в фестивальной истории нашего театра жюри присудило главные премии всем исполнителям. В спектакле «Оскар и Розовая дама» их, конечно, всего двое: народная артистка России Клара Шадько и яркая молодая звезда театра - актер Александр Курзин. Но это не умаляет значения победы: уникальный творческий дуэт поражает воображение зрителей и завоевывает признание профессионалов. История мальчика Оскара, с которым проводит последние дни его жизни сиделка (или Розовая дама, как ее называет герой), трогает зрителей независимо от возраста, языка и социального статуса. Фестивальная публика вела с артистами прекрасный эмоциональный диалог и подарила подлинное сопереживание.

Этот необычный фестиваль создал Болгарский благотворительный фонд «Мастера» в партнерстве с Российским общественным благотворительным фондом «Культура Сибири» и посвятил его Году театра в России. На отборочном этапе видеозаписи спектаклей-претендентов транслировались в местах туристических достопримечательностей Болгарии. В конкурсе участвовали театры из Якутии, Омска, Орла, Саратова, Самары, Тамбова, Тольятти, Нижнего Новгорода, Воронежа, Алма-Аты и Ульяновска. По итогам независимого зрительского голосования и заседания квалификационной комиссии фестиваля Ульяновский драматический театр прошел во второй тур и был приглашен для показа в городах южного побережья Болгарии.

Жюри фестиваля присудило постановке премию «За лучший спектакль». Клара Шадько получила награду «За лучшую женскую роль», Александр Курзин - «За лучшую мужскую роль». А театр получил приглашение на второй фестиваль, который планируется летом 2020 года.

И снова «Золотая маска»

Театралы в предвкушении! В начале сентября к ульяновским зрителям вновь приедут из столицы лауреаты и номинанты национальной театральной премии «Золотая маска». Спектакли замечательных, знаменитых режиссеров современности пройдут на сцене Ульяновского драматического театра с 5 по 13 сентября.

Самый звездный актерский состав мы увидим в постановке Театра имени Маяковского «Кант», жанр которой обозначен так: о критике чистого разума. В спектакле заняты актеры Михаил Филиппов, Анатолий Лобоцкий, Игорь Костолевский, Светлана Немоляева.

На сцене - обед философа Иммануила Канта. Точнее спектакль-обед. О чем пойдет речь? В Кенигсберге безоблачное небо и все хорошо. Точнее, плохо: с природой что-то не то, не улетают птицы, не опадают яблоки. Как известно, Кант выработал некие правила обеда и застольной беседы: шутка способствует пищеварению, застольная беседа - великое искусство, и не надо перескакивать в диалоге с одного предмета на другой, разговор должен быть ровным, без страстей и так далее. В этом искусстве компании нет равных. И вот по этим законам за трапезой течет медленный необязательный разговор - о необходимости женщин и счастье жить без них, о том, почему шатаются стулья и каким образом французы подняли в небо воздушный шар.

Рассуждения об этом уводят компанию философа, зрителя, автора пьесы Марюса Ивашкявичюса и режиссера Миндаугаса Карбаускиса - в серьезные дали. Что же такое человек?

Еще один спектакль Театра имени Маяковского и еще одна совместная работа Карбаускиса и Ивашкявичюса - «Изгнание/Мой друг Фредди Меркьюри». Персонажи в поисках лучшей жизни приехали в столицу Великобритании. Для них в этом упоительном слове «Лондон» было сосредоточено все: мечты, надежды, вера в будущее. Но этот город, как и любой мегаполис, не благоволит к чужакам, бесправным мигрантам. Но главная проблема кроется даже не в обстоятельствах, а во внутреннем конфликте героев с самими с собой. Кого-то сложности ломают, кого-то делают сильнее, а у кого-то все же есть амбиции. У главного героя спектакля Бена амбиции есть. Перед нами исповедь маленького человека, который, несмотря на удары судьбы, не предает своих идей, главная из которых - желание стать Человеком.

Московский театр «Около дома Станиславского» представит спектакль «Магадан/Кабаре» режиссера Юрия Погребничко. Песни про Магадан под баян исполняют почти сказочные персонажи советского безвременья. Здесь ищут смысл жизни, а находят кастрюлю с картошкой. Между Азией и Европой звучит композиция «Девушка с веслом», стихи и музыка Бориса Гребенщикова…

Два спектакля привезет Московский театр юного зрителя - «Вариации тайны» и «Пьяный Амур». «Никогда не ставил детективы, - говорит режиссер спектакля «Вариации тайны» Кама Гинкас. - Никогда меня не интересовало, кто убил или кто украл и поймают ли преступника. Но то, что я ставлю пьесу Э.-Э. Шмитта, очень похоже на детектив. Правда, здесь нет ни кражи, ни смертоубийств. Но автор так здорово закрутил сюжет, что долго не понимаешь, что связывает двух героев, этих двух взрослых мужчин, которые никогда друг друга не видели. Эта замечательная пьеса, при всей детективной закрученности, конечно же, про любовь. Что есть любовь? Что есть женщина? И что делает любовь с человеком, попавшим в ее силки? «Женщина - это вариации на тему мелодии, - говорит один из героев. - Мелодии скрытой, неясной, едва появляющейся и исчезающей».

Другой вторит ему: «Кого мы любим, когда любим? Мы этого не знаем никогда».

«Пьяный Амур» в постановке Генриетты Яновской возвращает нас в 70-е, в страну, которой уже нет, во двор деревянного дома, который давно снесли, к людям, которые могли бы быть нашими родителями. Трогательные и нелепые обстоятельства их жизни, коммунальное бытие, и горе, и счастье, и одиночество у всех на виду становятся тканью спектакля. Все смешно, глупо, печально, немного по-советски кондово. Но парадоксально и остро. Это история про любовь, про несовпадения и непопадания, про то, как маются любящие и любимые, как задаются в который раз вопросом: «А что есть любовь?». Это история про нас вчерашних, точно - про нас сегодняшних, наверняка и про нас завтрашних.

Новое имя в театре кукол

Ульяновский театр кукол начал подготовку к 76-му творческому сезону с новым главным режиссером. Им стал Сергей Ягодкин. Он окончил Саратовскую государственную консерваторию по специальности «Актер театра кукол» и Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «Режиссер театра кукол». Работал в Саратовском, Магнитогорском, Кемеровском областных театрах кукол.



Спектакли Сергея Ягодкина не раз становились участниками фестивалей кукольных театров в Челябинске, Тюмени, Магнитогорске и удостаивались высоких наград. Первым спектаклем нового главного режиссера, который увидят ульяновские зрители, станет «Царевна-лягушка», премьера пройдет после ремонта театрального здания и открытия 76-го творческого сезона.

Супруга режиссера Александра Ягодкина пополнила актерский состав Ульяновского театра кукол. Кстати, Ягодкины воспитывают пятерых детей.

Чем, по мнению Сергея Ягодкина, театр кукол отличается от других театров?

«В опере главное - звук, в балете - жест, а в драматическом важно слово, - считает режиссер. - Наш театр по своему языку близок к балету. Здесь не текст определяет сюжет, а движение материи, когда мертвая кукла или любой иной предмет в момент своего физического движения становится живым. Так получается имитация жизни. За счет этой имитации и строится весь спектакль».

Ждем новых событий, новых открытий и новых впечатлений.

Ольга САВЕЛЬЕВА