Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Лия Радина: «У меня хорошая роль хорошего человека»

Народная газета
25 Апреля 2021
/upload/iblock/c0a/c0a6441405a3ad49da1d8e5e0e040192.jpg

Когда она пела «Давай пожмем друг другу руки и в дальний путь на долгие года!», зрительный зал буквально взрывался аплодисментами. Неподражаемая улыбка и непередаваемое обаяние актрисы освещали все вокруг, словно солнце…

Ее имя занесено в Золотую книгу почета Ульяновской области, на Аллее звезд у драматического театра заложен памятный знак, на стене дома, где она прожила много лет, установлена мемориальная доска. Но самое главное - народную артистку России Лию Радину до сих пор помнят зрители. Ведь, выходя на сцену, она мгновенно могла поднять с кресел весь зрительный зал.

В день рождения актрисы, 15 апреля, ей исполнилось 100 лет, коллеги по театру возложили цветы на месте погребения Лии Ефимовны на старом городском кладбище - Воскресенском некрополе, а вечером сыграли посвященный ей спектакль «Звезда Победы».

За «Синий платочек»!

…В 1941 году молодая артистка Лия Радина отправилась на фронт в составе боевого театра малых форм «Ястребок» под руководством знаменитого композитора Василия Соловьева-Седого. Играли на сложнейших направлениях Западного и Калининского фронтов, в блиндажах, землянках и, конечно, со знаменитых полуторок. «Калининский фронт. Концерт перед наступлением. 4 часа утра, - вспоминала Лия Ефимовна один из эпизодов фронтовой истории «Ястребка». - Покосившаяся изба. Две керосинки.

Два огарка свечи. Солдаты в белых маскировочных халатах с автоматами на груди. Сразу после концерта идут в наступление. Мы в вечерних туалетах даем концерт. И вот когда я закончила петь «Синий платочек», ко мне из первого ряда подошел парень, взял за плечи и сказал: «Иду в бой за синий платочек». И ничего дороже за 50 лет моей творческой жизни не было, потому что я поняла, как нужна была солдату моя песня. Они ушли, нас спрятали в блиндаж. Земля ходила ходуном, и мы ждали смерти. Вдруг влетает девчонка: «Товарищи артисты, вы что приуныли, наши-то две деревни у немцев взяли!» Вот она - сила искусства. Вот как нужна была песня продрогшему, невыспавшемуся солдату, каждую минуту смотрящему в глаза смерти. А того парня убили, и, когда мы пошли прощаться с ним, только тогда я его рассмотрела: светлые вьющиеся волосы, совершенно юное лицо, упрямый подбородок и навеки закрытые глаза…».

Песня «Синий платочек» в исполнении актрисы годы спустя стала символом Дня Победы для нескольких поколений жителей Ульяновска. Все фронтовики кланялись ей и заказывали эту песню по десять раз за концерт. Лия Ефимовна пела военные песни на городских праздниках до последних дней своей жизни.

Если ты гореть не будешь…

В 1959 году мужа Лии Ефимовны актера Матвея Шарымова пригласили на родину Ленина как опытного исполнителя роли вождя мирового пролетариата. Радина вскоре стала любимицей публики. Более 40 лет актриса выходила на ульяновскую сцену, сыграв более 300 ролей.

- Особенно ей удавались роли женщин мудрых и добрых, - вспоминает директор театра, заслуженный работник культуры РФ Наталья Никонорова. - Отрицательных персонажей в ее актерской биографии просто не было. Получив эпизодическую роль спекулянтки в пьесе «Шторм», Лия Ефимовна превратила ее в смешную репризу, которую потом много лет играли на театральных концертах. А в образ Бабуцы в грузинской пьесе про трех влюбленных в нее стариков актриса вложила столько душевного тепла, что название спектакля перед самой премьерой переименовали в «Квартет для души». Ее энергии хватало на всех. Устроить ребенка в детский сад, положить родственника в больницу, купить билет на поезд, на самолет, пристроить молодого артиста служить в ульяновский гарнизон (ведь он должен играть спектакли) - все могла и успевала Лия Ефимовна. «Это Радина», - представлялась актриса по телефону и в ответ непременно слышала восторженные возгласы. «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем, кто ж тогда рассеет тьму?» - читала она на каждых актерских посиделках. А еще замечательно пела. Любимые «Синий платочек» и «Давай пожмем друг другу руки». И в ее глазах сияли звезды…

Лия Ефимовна ушла из жизни в 2000 году. Радину похоронили рядом с мужем, как и хотела актриса. Она пережила Матвея Шарымова на 32 года и больше не вышла замуж.

«Я пришла!»

- Про Лию Ефимовну можно говорить бесконечно. Это целая эпоха, целая судьба, целый театральный мир, - рассказывает народная артистка России Зоя Самсонова. - Удивительная актриса, удивительная женщина, огромной души человек. Как она всех любила, как спешила творить добро, потому что понимала, что жизнь не вечна. Лия Ефимовна - яркая, эмоциональная артистка. Когда она появлялась на сцене - сцена вся заполнялась Радиной! Сколько бы партнеров ни было рядом, она всегда становилась центром, все взгляды устремлялись к ней. Она несла такую радость со сцены, обладала удивительным юмором. Лия Ефимовна появлялась в театре - и это был праздник. Она говорила: «Я пришла!». И все начинало совершенно по-другому жить, вертеться, кто-то к ней подходил, кто-то улыбался, кому-то она рассказывала анекдот, кому-то давала какие-то поручения. Было заведено: старшее поколение актеров с большой любовью относилось к молодежи, а молодые с пиететом относились к старикам - они были для нас небожителями. Сегодня день ее рождения - такой солнечный, теплый, радостный, как Лия Ефимовна. Сто лет - какая красивая дата! И она могла бы прожить эти сто лет, если бы не тот несчастный случай, когда она сломала шейку бедра. Но она прожила яркую, интересную жизнь. Была оптимисткой, никогда не жаловалась, никогда не признавалась, что болела, всегда говорила «Нет-нет, я здорова, мне все можно, мне врач разрешил».

Актер Сергей Кондратенко (уже ушедший из жизни) вспоминал такой случай: «Однажды после премьеры надо было подняться на восьмой этаж без лифта. Ей было уже тяжело. Мы шли вместе. Прошли два марша. Она остановилась и говорит: «Сережка, а вот анекдот». Рассказывать она умела смачно, заразительно, Жванецкий отдыхает. Прошли еще два этажа - она вспомнила еще анекдот. Вокруг уже собралась компания слушателей. Народ завелся. Так и дошли до восьмого этажа. И только потом я, молодой, понял, что она таким образом скрывала свою слабость, никому не показывала».

- Лия Ефимовна была, безусловно, образцом отношения к работе, очень внимательной и тактичной. Мы же все артисты, любой совет со стороны на самолюбие действует. Попросишь ее высказаться - обязательно поможет. Нет - тогда работайте как знаете, - говорит заслуженный артист России Михаил Петров. - А еще она была веселым, озорным человеком. Никогда не видел ее грустной, не в настроении, заходила в театр всегда с улыбкой. Работая рядом с ней в одном спектакле, хотелось хоть немножко ей соответствовать. Был такой момент, когда мы гастролировали по области с комедией «Почти рождественский рассказ», и я позволил себе поехать на спектакль совсем не в форме. Конечно, с трудом отыграл, а утром Лия Ефимовна собрала собрание и сказала: «Ребята, давайте это останется нашим секретом, мы не будем сообщать руководству, но пусть молодому артисту это послужит уроком». Я на всю жизнь это запомнил. В принципе, меня можно было уволить, если бы Лия Ефимовна только сказала. Так она по-хорошему вмешалась в мою судьбу.

«Я сыграю тебе, чё ты хошь»

Воспоминания о Лии Ефимовне греют и мою душу. Порой хотелось заглянуть в ее гримерку только ради того, чтобы увидеть поднимающую настроение радинскую улыбку. И хотелось много-много раз приходить на ее спектакли, чтобы увидеть незатухающий блеск ее глаз. Помню, актер Вячеслав Вершина (тоже ушедший из жизни) на своем бенефисе отвечал на вопросы зрителей. «Кто ваша любимая партнерша?» - спросили его. «Пусть не обижаются наши прекрасные, любимые мною артистки, но лучше Лии Ефимовны нет. У нее такие живые, молодые, яркие глаза!» - ответил Вершина.

Зал смеялся до упада, когда в одном из актерских капустников Лия Ефимовна вышла на сцену в образе куклы Барби. Спела, обращаясь к главному режиссеру Юрию Копылову: «Ты скажи, ты скажи, че те надо, я сыграю тебе, че ты хошь». А за кулисами, смеясь, она сказала: «Вы видите, какая я иногда страшная! В жизни-то я получше буду, правда? Но ничего, артист должен и это делать».

…Однажды иду мимо гримерки Лии Ефимовны. Дверь открыта. Актриса сидит, вытянув на стуле ногу: «Вот разболелась!» - «А как же вы играть будете, ведь ваша героиня еще и танцует?» Радина только засмеялась в ответ. А потом я с изумлением увидела, как легко она вышла на сцену, как весело танцевала!

В августе 2000 года Лия Ефимовна лечилась в гос-питале ветеранов войн. Я собралась ее навестить, зашла в цветочный магазин и попросила сделать самый красивый букет. Продавец поинтересовалась, для кого? Говорю, что для Радиной. «Ой! А что с Лией Ефимовной? Заболела? Передайте ей, пожалуйста, пусть обязательно выздоравливает». Актрису действительно знал весь город.

Когда я ее навестила в госпитале, актриса пообещала: «Вот только встану на костыли и сразу дам концерт для моих любимых ветеранов». Судьба распорядилась иначе…

Об одной из своих героинь Лия Радина говорила: «У меня хорошая роль хорошего человека». Благодаря ей хороших людей стало больше. Спасибо Актрисе.

Татьяна ФОМИНА