Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Застенчивость поборол не до конца. За что ульяновцы любят актера Николая Авдеева

Народная газета
05 Ноября 2021
/upload/iblock/04c/04cbd33ebadb7629522a0353834bc009.jpg

Застенчивость поборол не до конца. За что ульяновцы любят актера Николая Авдеева

«Солнечный и разносторонний артист. Непредсказуемый и неповторяющийся. Харизма зашкаливает!» - так написала поклонница Николая Авдеева, актера Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова. С удовольствием присоединяюсь к ней и тем ульяновским зрителям, которые ходят в театр «на Авдеева». И я отправилась поговорить с Николаем - о театре, жизни и любви.

- Николай, вы рисковали, когда выбирали актерскую профессию?

- С детства занимался художественной самодеятельностью в Радищево. А родился я в селе Верхняя Маза, на родине поэта, участника войны 1812 года Дениса Давыдова. И имею непосредственное отношение к его дворянскому гнезду, мы в очень дальних родственных отношениях с людьми, которые являются прямой линией давыдовского рода. Горжусь, что могу с ним «поздороваться» через четыре тысячи рукопожатий. Так вот я ходил в театральный кружок, смотрел по телевизору передачу «Актерский дом», но совсем не планировал стать актером. 

- Ну, театральный кружок - не совсем мальчишеское занятие. Обычно мальчишки охотнее спортом занимаются.

- Раскрою вам одну тайну. Я был тогда очень застенчивый мальчик. Такой тихоня. Всегда боялся первым заговорить с человеком. Именно занятия в театральном кружке придавали уверенность в себе, помогали раскрепоститься, не стесняться людей. После школы хотел заниматься пиаром, рекламой, связями с общественностью. Приехал в УлГУ с папкой документов. Там стоял стол по приему на пиар, а рядом - на отделение актерского искусства. И вдруг что-то во мне переключилось, и я положил документы на актерский. Случайно. Не зная, что нужно приготовить для экзаменов. Но мне рассказали, что нужно для поступления, а на первом прослушивании мне все это зарубили. И дали другие отрывки, которые я за ночь выучил. В итоге стал студентом народного артиста России Бориса Владимировича Александрова. Но окончательно желание стать актером пришло в конце второго курса. Первый курс был для меня вроде шутки-прибаутки. Борис Владимирович поставил меня на место и задал мне вектор в профессии.

- Десять лет вы служили в театре юного зрителя. Помню вашего очень смешного Пса в спектакле «День рождения кота Леопольда». А сегодня выходите на сцену в роли Штольца, Городничего, Пугачева. Что играть труднее? 

- Нельзя сказать, кого играть труднее. В ТЮЗе детей не обманешь. Если ребенок тебе верит, значит, делаешь все правильно. В этом плане труднее сделать так, чтобы ребенок видел не актера, играющего собаку, а персонажа по имени Собака. Но, придя в драматический театр, я понял, что переступил какую-то черту, рубеж, поднял для себя выше определенную планку. И я должен ей соответствовать, должен развиваться в другом направлении. 

- Вам удобнее и интереснее в трагедии, комедии, абсурде, классике?

- Работа в любом жанре по-своему сложна. Простых ролей не бывает. Даже маленькую роль, в которой несколько реплик за весь спектакль, нельзя играть спустя рукава. Надо сделать свою маленькую роль, чтобы ее запомнили, как и большую. К примеру, мне дают роль, о которой никогда не подумал бы, что могу такое сыграть. И все, что было до этого, уже было. В этом прелесть нашей профессии. А жанр не имеет значения. 

- От ролей отказываться не приходилось? Не хочется играть такого персонажа!

- Ну что значит «не хочется»? Любую роль можно сделать интересной для себя. Актеры - адвокаты своей роли. Даже если играешь абсолютно негативного человека - злого, противного, тяжелого, то артист обязан оправдать его для себя. Почему он такой, почему поступает именно так? Плохими ведь становятся не просто так, а по причине каких-то обстоятельств.

- Смотрю на вас на сцене и вижу, что Николай Авдеев получает кайф от игры. Какую роль из сегодняшнего репертуара вы играете с самым большим удовольствием?

- Из комедийных - Николая из «Кадрили». С ним легко, поскольку мне знакомы эти деревенские люди и ситуации. А самая любимая на данный момент - Банко в «Макбете». Он ведь тоже неоднозначный персонаж, как и главный герой. Человек, который повелся на жестокие замыслы Макбета, а потом пришел к трагическому финалу.

- Вы плотно заняты в репертуаре. Обладатель шести премий «Лучший актер» фестиваля театров Ульяновской области «Лицедей», постоянно ездите на гастроли. Получается такой звездный образ... 

- Никогда не стремился к славе. Это просто следствие моей работы. Конечно, не буду кривить душой: когда о тебе и спектакле с твоим участием хорошо отзываются, такой бальзам на душу. Но это не самоцель. 

- Однако актер - профессия тщеславная!

- Наверное. Но я всегда знаю, что работаю в большом коллективе, с партнерами, которые в чем-то или во многом лучше меня. Знаю, что у театра огромная история и до меня здесь работали прекрасные артисты. И я ощущаю ответственность за то, что делаю вместе с нашим коллективом. Не я один и вокруг меня, а мы - все вместе. Успех спектакля - это ансамблевая работа. 

- Что может испортить вам настроение - в профессии и в жизни?

- Человеческая необязательность, даже хамство, когда человек теряет границы. И ты не понимаешь, как реагировать на эту ситуацию. Это всегда портит настроение и в жизни, и в работе. Я стараюсь быть обязательным, честным в отношении к профессии и ко всем людям. Не говорю, что я всегда такой белый и пушистый. Но я стараюсь. И хотел бы, чтобы у людей, с которыми я общаюсь, эти качества тоже присутствовали. 

 - Какой самый счастливый момент произошел в вашей актерской жизни и вне сцены?

- В актерской - это моя первая премьера на сцене драматического театра, спектакль «Безымянная звезда», где я сыграл Грига. Потому что я всегда стремился работать на этой сцене, с моими педагогами Зоей Михайловной Самсоновой, Клариной Ивановной Шадько. Не удалось, к сожалению, поработать с Борисом Владимировичем Александровым и Геннадием Николаевичем Родионовым. Выйдя на сцену на премьере, понял, что я на своем месте. Никогда не забуду те свои ощущения. Мандраж у меня был с самых первых репетиций и до последнего поклона. А в жизни… Счастливых моментов случилось много. Иногда вспоминаешь какие-то события и понимаешь - было классно! На самом деле, мы часто не запоминаем каких-то судьбоносных вещей. Можно быть по жизни печальным человеком, не осознавая того, что по сути ты счастлив. 

- Жена чаще критикует или хвалит вашу игру?

- Она в прошлом тоже работала актрисой. Мы с ней рьяно обсуждаем премьеры нашего театра. Бывает, меня и критикует, и это правильно. Кто, как не она, может мне сказать правду, потому что для меня жена - самый близкий человек, она знает меня от и до. Так что может дать самую объективную оценку. 

- А сами говорите себе - тут у меня роль получилась, а тут - не очень?

- Это происходит каждый раз после спектакля. Все равно после каждого остается послевкусие, понимание того, с каким чувством ты уходишь со сцены. 

- Как вы отдыхаете после спектакля?

- Живу в Новом городе. Успеваю отдыхать в машине, когда еду домой. Отдыхаю с книгой в руках - очень люблю читать, тут у меня нет каких-то предпочтений. Одно время увлекался фантастикой. Могу прочитать зарубежную классику, детективы. Сейчас пытаюсь осилить «Идиота» Достоевского. 

- Расскажите, как снимались в сериале «Морские дьяволы».

- Честно, тут и рассказывать-то нечего. Да я и серию-то целиком не смотрел. Домашним говорю, вот сейчас в этом эпизоде я появлюсь. Детям это было в диковинку, интересно и приятно увидеть папу по телевизору. Да еще и сверстники спрашивали: «Это ваш папа?». Они не без гордости говорили: «Да!». 

- Дети не собираются стать актерами?

- 16-летняя дочь Дарья занимается в вокальном ансамбле, как мне кажется, очень хорошо поет, успешно занимается фотографией. Сын Георгий, ему восемь лет, пока не хочет быть актером, говорит, что столько текста он никогда не выучит. Я и не думал, что у меня сын настолько эмоциональный. Как-то был на спектакле «Ножницы», и когда моему персонажу режут шею, сын с балкона начал кричать «Папу порезали!».

- Вы часто играете в спектаклях о любви. Скажите, что такое любовь?

- Да… Думаю, это вера, честность по отношению к партнеру, это стремление сделать человеку хорошо, поддерживать его во всем, потратить частицу себя ради любимого человека.

- Вы способны на легкомысленный или экстравагантный поступок?

- Всякое бывало. Мне кажется, способен. Я человек импульсивный, порой вспыльчивый - хоп! - и полез бы к жене через окно. Правда, мы живем на высоком этаже. 

- Застенчивый тихоня остался в прошлом?

- Могу сказать, что застенчивость поборол, но не до конца. Знаю, что стал более уверенным в себе. Знаю, что могу совершать что-то, чего раньше в юности не мог. Это же постоянная работа. Вообще мне комфортно, когда я в закрытом состоянии. Могу быть открытым с людьми, с которыми давно общаюсь. С другими - остаюсь в тени.

- Лет через двадцать что хотели бы играть?

- Что дадут, то и буду играть. Понятно, что мне хочется играть много, хочется быть в каждой новой роли другим, непохожим на себя предыдущего. Это и есть моя творческая цель. 

- Немного дьявольщины есть в вашем Штольце в «Обломове». Если бы играли дьявола, его бы тоже чем-то оправдали?

- Есть такая притча. Крестьянин привязал коня и ушел. А дьявол его отвязал. Конь взял и поел все посевы у купца. Купец убил коня. Крестьянин разозлился и убил купца. Сын купца убил сына крестьянина. Ну и все пошло-поехало в том же духе. В конце концов у дьявола спросили: «Зачем ты это сделал?» Он ответил: «Я ничего не сделал, я просто отвязал коня». Мы сами решаем, в какую сторону идти. Никто нас на это не толкает. Господь Бог и дьявол просто смотрят на этот мир. Каждый человек делает свой выбор сам.

Татьяна ФОМИНА