Версия сайта для слабовидящих
Ульяновский драматический театр имени И.А. Гончарова

Мастер заставил актёров думать

Народная газета
13 Ноября 2022
/upload/iblock/f9a/f9a1cb899295b05361c4d3486050a40d.jpg

Мастер заставил актёров думать

Вернуться в прошлое театра невозможно. Но можно вернуться в театральную юность. Так и произошло на Первом Всероссийском театральном фестивале памяти народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ Юрия Копылова. Зрители, которые любили Ульяновский драматический театр 20 - 30 лет тому назад, меня поймут.

Юрий Копылов возглавил ульяновский театр 35 лет назад. Немного осталось артистов, которые вместе с Мастером создавали театр-дом. Кто-то уехал в поисках театрального счастья, иных уж нет на этой земле. Но какую радость испытали и зрители, и те, кто приехал на юбилей Юрия Семеновича. В день открытия фестиваля на вечере-посвящении «Копылов и К°» на сцену вышли актеры, блиставшие в его лучших спектаклях.

Почувствуйте счастье

Перед зрителями ожили страницы книги Юрия Копылова «Жизнь одного театра». Он открывал перед нами свой мир, полный любви, размышлений, сомнений, исканий, упоения творчеством. Он говорил с нами в сохранившихся архивных видеозаписях. И вместе с ним «воскресали» на экране и сцене спектакли Мастера - от «Ричарда II» и «Монархов» до «Завещания». И мы погружались в оглушающий мир шекспировских страстей, проживали боль норвежского Освальда, испытывали жажду над ручьем, не сдерживали слез, слушая пронзительную исповедь Дон Жуана, поражались глубине и романтичности чувств, что не стерлись за несколько веков в сонетах Шекспира, которые удивительно звучали в исполнении Максима Копылова. 

«Царит общая атмосфера теплых воспоминаний, ностальгии, когда из собранного для программы архивного материала буквально ничего нельзя вымарать, все трогательно, ценно и важно, - сказала автор идеи, директор театра и фестиваля Наталья Никонорова. - Мое главное желание - чтобы все, кто никак не соприкасался с Юрием Семеновичем, прониклись масштабом его личности, почувствовали то счастье, которое когда-то было дано нашей труппе».

Не позволял лгать 

Завидую тем, кто первый раз увидел народного артиста РФ Валерия Шеймана в образе Мальволио из «Двенадцатой ночи» - кто еще сыграет эту роль так сочно, ярко, смешно! А вместе с заслуженной артисткой РФ Валентиной Савостьяновой актер сыграл сцену из «Льва зимой» - страсть, ненависть, губительность власти, соединивших и разъединяющих короля Генри и Элинор, просто ослепляли… 

«Он занимался исключительно классикой, высокой драматургией и литературой, - говорит Валерий Шейман. - И это, между прочим, была принципиальная его позиция, потому что все, что мы можем сказать про сегодняшний день, заложено в мыслях, идеях великих классиков. Потому они и классики - все проблемы человечества, аккумулировались, отразились в их творчестве. Встреча с Юрием Семеновичем определила многое в моей судьбе. Мне очень повезло, мы были друзьями. Но его значение, влияние велико и в развитии театрального дела российского масштаба». 

«Конечно, с приходом Юрия Семеновича в нашей труппе все изменилось, потому что началась новая творческая жизнь каждого актера, - вспоминает Валентина Савостьянова. - Он заставил нас пересмотреть свое отношение к ролям, к материалу, который предлагал. Он не позволял нам лгать. Заставил нас думать, кричал из зала: «Мне не нужны слова, зачем вы рассказываете текст?» Настолько бешеная энергетика неслась со сцены - такой я больше не встречала ни в одном театре. И каждый актер в театре Копылова сыграл роль, которая становилась судьбоносной. Есть и у меня такая роль - Элинор в спектакле «Лев зимой». Она и по сей день тянется за мной шлейфом. И это огромный багаж, это не дает снизить планку. А выше этого, к сожалению, в Москве, где я сейчас живу, сделать уже невозможно. Мы научились такому, чего не умеют другие актеры». 

Театр эмоций и откровения

Я очень любила спектакль «Привидения» по пьесе Генрика Ибсена, затягивающий в трагическую мистику, потрясавший беспощадным анализом человеческих грехов. Главную роль в нем играл заслуженный артист России Александр Никулин, который сегодня служит в столичном театре на Малой Бронной. После 30-летнего перерыва он вышел на сцену с монологом Освальда.

«Встреча с Юрием Семеновичем - это было счастье для любого актера, - говорит Александр. - Художественный руководитель, великий режиссер и замечательный педагог - сочетание всех этих качеств в одной творческой личности встречается крайне редко. По-моему, он жил в театре двадцать четыре часа в сутки. Вспоминаю до сих пор, как Копылов работал с актерами: он умел заразить тебя своими идеями, мыслями, эмоциями. Мне посчастливилось работать с Юрием Семеновичем первые пять лет своей биографии. Театр Копылова - это школа. И каждый актер, который прошел эту школу, может с полной уверенностью сказать, что ему есть что вспомнить, и он приобрел что-то от общения с Мастером. Театр Копылова - это эмоциональный театр, театр глобальных человеческих отношений, глубокого психологизма, доходящий до границы реального и запредельного. Это театр откровения». 

Такие же чувства испытали зрители вечера, когда смотрели эпизод из незабываемого, мощного спектакля «Монархи» в исполнении народной артистки РФ Зои Самсоновой, Марка Щербакова и Анны Дулебовой. 

Заслуженный артист России Денис Юченков сыграл на вечере с Оксаной Романовой сцену из другого «Обрыва» - не из сегодняшнего репертуара, а того, что поставил Копылов.

«Я ставлю Юрия Семеновича выше своих педагогов в институте, - признался Денис. - Потому что в дни учебы больше рассказывали о профессии, а в театре началась работа педагога-Копылова со мной как с актером. Сейчас на самом деле очень мало режиссеров работают с артистами как педагоги, особенно с молодыми. За десять лет работы с Юрием Семеновичем я обрел уверенность, и сейчас могу все. У меня практически нет никаких проблем сыграть ту или иную роль».

Аплодисменты, аплодисменты!

Фестиваль подарил встречу с театрами из Орла и Владимира, где до приезда в Ульяновск служил Юрий Копылов. Владимирский академический театр драмы привез на фестиваль спектакль «Холстомер». Сценическая фантазия по мотивам повести Льва Толстого имела ошеломительный успех - аплодисменты не смолкали пять минут. 

Орловский театр для детей и молодежи «Свободное пространство» представил спектакль «Сон в летнюю ночь». Вот как оценили его ульяновские зрители: «Необычный, яркий, харизматичный, сказочный, веселый и грустный! Такое неожиданное прочтение Шекспира не могло не понравиться зрителям». А Максим Копылов получил от орловских коллег бесценный подарок - фотографию с портретом отца в одной из его актерских работ и программку первого спектакля режиссера в театре Орла - 1977 года…

Какой же фестиваль без музыки? Ученик мастера Иван Ожогин, актер мюзиклов, певец, лауреат национальной премии «Золотая маска», пригласил зрителей на свой сольный концерт, в котором пел в сопровождении Ульяновского духового оркестра «Держава» под управлением Кирилла Ильина. «Юрий Семенович всегда говорил: слушайте классическую музыку, смотрите картины, ходите в музеи, напитывайте себя всей художественной культурой и развивайте в себе чувство прекрасного», - вспоминает Иван.

Любовь там будет!

В день рождения мастера коллеги режиссера посетили могилу Юрия Копылова и возложили цветы к памятной табличке на улице Гончарова на доме, где он жил.

Фестиваль завершил бенефис Максима Копылова, который потрясающе сыграл в шекспировском «Макбете». Юрий Семенович, поставивший все великие пьесы Шекспира, наверняка достойно оценил бы работу сына. 

 «Время скоротечно. Все течет в этой жизни, все меняется, - сказал Максим. - Уходят спектакли, уходят актеры и режиссеры, создававшие свои произведения. Безусловно, это трагично. Но есть в этом и частица очень доброго, теплого и позитивного - она в памяти. В памяти зрителей, которые когда-то видели эти спектакли и передавали из поколения в поколение свои эмоции, свои мысли и переживания». 

А вечер-посвящение завершил последний спектакль Юрия Копылова - «Завещание». И когда прозвучали слова главного героя Дон Жуана, роль которого играет заслуженный артист России Михаил Петров, мы словно услышали самого Мастера: «Но как хочу я знать, наверное, не только я... Господь, ТАМ есть любовь?! Там есть любовь, что держит землю?! Молчишь... Ни «да», ни «нет»... Что ж, если нет любви ТАМ, не беда. Любовь там будет! Я иду!»

И ностальгические слезы. И мурашки по коже. И великая благодарность таланту Мастера.

Анна ГРИГОРЬЕВА