А Поляков поступил в авиационное ПТУ, окончил его. Два года проработал по специальности станочником широкого профиля. «С авиацией так и не получилось, - говорит. - В школе не было преподавателя английского языка, учил французский. А для поступления в Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации обязательным языком был английский. Поэтому собрался на строительный факультет политеха».
Но тут встретил однокашника по ПТУ, который собирался поступать в театральный. Курс набирал тогдашний худрук Ульяновского театра драмы Юрий Копылов. Поляков решил составить товарищу компанию:
- Ни на что не рассчитывал, цели поступить не было, просто думал прикольно провести время. В театре до этого за всю свою школьную жизнь был в 1994 году первый и единственный раз.
На авось поступить не получилось, но сам процесс понравился. Следующий год даром не терял. Готовился, стал ходить в театр. Особенно нравились ему спектакли, поставленные актером и режиссером Евгением Редюком. Его «Неугомонный дух» Поляков смотрел восемь или девять раз. Через год поступил на курс к известному режиссеру и педагогу Михаилу Скандарову.
«Сбылась мечта идиота»
В 2005-м, окончив театральный, уехал в столицу. Работал там, по его собственным словам, «в сфере маркетинга для зарплаты, а для души и искусства играл в детском театре». Преподавал даже актерское мастерство в Московском психолого-педагогическом университете для студентов открытого на факультете информационных технологий отделения режиссуры мультимедийных программ. Когда экономический кризис конца нулевых заставил его вернуться на малую родину, Поляков отправился к Юрию Копылову в Ульяновский драматический. Но свободных ставок в театре тогда не было. В ожидании, когда кто-то уволится, поработал в ТЮЗе, с которым уже сотрудничал в годы театрального студенчества. И вот в 2010-м он стал артистом театра драмы. И сразу главная роль в комедии «Примадонны».
- Была проблема - освоить огромный объем текста, - продолжает Поляков. - Причем за месяц. К тому же в драмтеатре требовался более высокий уровень мастерства, чем у меня тогда имелся. С каждой репетиции я просто уползал от усталости. А во время поклона, помню, внутренне сказал себе: «Ну вот и сбылась мечта идиота».
Радоваться жизни
Илья Поляков утверждает, что ему нравится застольный период разбора каждой новой пьесы, когда идет поиск скрытых целей, задач. Даже среди его хобби есть одно провоцирующее бессонницу в попытке разобраться: «Книжку прочитаю, потом полночи не сплю - не могу прочитать и забыть, мне надо понять логику поступков и поведения героев». Одним из самых сложных сыгранных им персонажей оказался 55-летний Яичница из «Женитьбы» Гоголя. Самому Илье тогда только исполнилось 35.
Он бы с радостью сыграл кого-то похожего на себя. Но шутит: «Про таких, как я, пьес не пишут. Я сложное существо». На сцене актер был и юношей, и стариком. Даже мужчиной, переодевающимся в женщину. Признается: «Не видят меня в романтических ролях, чтобы были отношения, любовь. А так хочется!»
- Чему главному научил тебя театр, чего ты раньше не умел?
- Радоваться жизни - ежедневно и постоянно. Без радости роль не сыграешь.
Владислав СТАСОВ